Успенский собор при колите
Содержание статьи
Успенский собор
Строительство собора
Первая каменная церковь на месте будущего Успенского собора была заложена в Москве еще в 1326 году по повелению первого митрополита московского Петра и князя Ивана Калиты. Предполагается, что каменное здание решили возвести вместо пришедшей в негодность деревянной церквушки. Именно тогда Москва получила важный статус первопрестольного города, и новый собор должен был стать преемником Успенского собора во Владимире. В будущем главном храме государства уже спустя несколько месяцев похоронили его основателя, митрополита Петра. В честь усопшего Иван Калита устроил в соборе отдельный придел Поклонения веригам апостола Петра. Спустя год после начала строительства собор освятили.
Реконструкция Успенского собора при Иване Калите. (pinterest.com)
В конце XV века Иван III задумал перестроить собор. Храм разобрали буквально до последнего камня. Для работы над новым зданием пригласили псковских мастеров, но храм, по преданию, неожиданно рухнул. Тогда Иоанн Васильевич выбрал новую кандидатуру архитектора — великому князю приглянулся итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Новый храм возводился по образцу владимирского. На строительство ушло пять лет, и в 1479 году Успенский собор освятили.
Архитектура собора
Пятиглавый храм выполнен из белого камня, некоторые части, например, своды и барабаны, — из кирпича. Первоначальная роспись собора проводилась в конце XV — начале XVI века. В ней принимал участие и знаменитый продолжатель традиций Андрея Рублева Дионисий. В XVII веке храм был расписан заново, но до нас дошли и более ранние фрески, которые являются древнейшими росписями на территории московского Кремля. Несколько раз собор реставрировали, поскольку он регулярно страдал от пожаров. Первую глобальную реконструкции провели в XVI веке — тогда верхушка храма была выложена золочеными медными листами.
Успенский собор, литография 1860 года. (pinterest.com)
Одной из самых известных реликвий собора является иконостас середины XVII века. Перед ним расположены моленные места царя, царицы и патриарха. В юго-западном углу храма находится ажурный шатер, выполненный из бронзы. А самым впечатляющим произведением искусства в здании по праву считаются южные двери собора, привезенные из Суздаля. Созданы они были в XV веке — на черных лаковых дверях золотом изображены 20 библейских сцен. С 1395 года в храме находилась Владимирская икона Божьей Матери, после ее перенесли в храм святителя Николая в Толмачах. Во время войны с Наполеоном храм был разграблен французами, и часть убранства собора была утеряна. Вплоть до 1917 года Успенский собор был главным храмом страны, после революции его превратили в музей. Современный интерьер храма максимально приближен к историческому.
Фрески в Успенском соборе. (pinterest.com)
Роль в истории
Успенский собор повидал на своем веку немало важных исторических событий. Именно здесь венчали на царство Ивана IV в 1547-м. Начиная с Петра II здесь также короновали всех российских императоров. Отдельно проводилась также коронация императорской жены — императрица вставала на колени, и муж возлагал ей на голову меньшую по размерам корону. Исключение составила Елизавета Алексеевна, жена Александра I, которая приняла корону стоя. В 1613 году в здании храма проходил Земский собор, на котором царем были избран Михаил Федорович Романов. Здесь же хранились несколько важных документов, например, Акт о престолонаследии, изданный Павлом I, а также манифест Александра I, согласно которому Николай Павлович мог стать императором в случае отказа от престола Константина Павловича. Кроме того, в храме были погребены некоторые главы Русской церкви.
Источник
Успенский Собор в Москве
Успенский Собор в Москве: история, мифы, фотографии и картины. Всё это Вы сможете увидеть, если прочитаете нашу статью!
Банальное сравнение оказывается самым точным: он похож на былинного богатыря в золотом шлеме. Крепко врос в землю. Бывало, что в храме хозяйничали интервенты. Его взрывали наполеоновцы, его обстреливали в ноябре 1917-го. Но храм сохранил первоначальный образ, замысел Фиораванти, веру XV века. От тех времён в России мало что осталось — но Успенский собор полноценно передаёт дух Московской Руси.
Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год
Москва стала духовным и политическим центром объединения русских земель. Великий князь Иван Третий вполне оправдывал прозвания — Великий и Грозный. Всё применял для укрепления государства — и кнут, и молитву, и уговоры, и меч, и подкуп, и ласку. Заботился о просвещении, думал над законами и военными союзами, стремился подчеркнуть могущество государства величественными постройками.
В нём не было горячности: Иван Васильевич не любил рисковать. В делах военных нередко занимал выжидательную позицию, берёг войска, накапливал силы — и побеждал, расширяя пределы великого княжества.
Словом, настоящий политик. Государственный титан — один из тех, кому Россия обязана более чем тысячелетней исторической судьбой, о которой можно сказать словами из известной песни: «С твоею суровой и ясной, с твоею завидной судьбой!».
Иногда его путают с более известным внуком, который тоже был Иваном Васильевичем и тоже прозван Грозным.
Москве, в которой начал княжить Иван Васильевич, не хватало столичного размаха. Не хватало святынь, которые превращают город в центр православного мира. Между тем, в те времена Москва уже была главной православной столицей.
Иван Третий взял на себя миссию князя-строителя. Он планировал не только возвести в Кремле каменные соборы, не только укрепить московские монастыри, но и преобразить сам Кремль, обветшавший со времён Димитрия Донского.
Главный собор в Москве, как и во Владимире, от века был посвящен Успению Пресвятой Богоматери. Скромный, неприметный, как сама Москва-река, старый собор обветшал.
Успенский собор 1326-1327 годов, заложенный по благословению митрополита Петра при великом князе Иване Калите, был первым каменным храмом Москвы. С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери.
Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С.В. Заграевского
Храм решили не подновлять, но построить на его месте новый — да такой, чтобы стал чудом света. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора — и началось строительство под руководством русских зодчих, чьи фамилии сохранила история — Мышкина и Кривцова.
Но 20 мая 1474 года в Москве случилось землятресение — и храм, в значительной степени уже построенный, к ужасу москвичей, обрушился.
Летописец сообщает: «Бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися». Быть может, землетрясения и не было, но современники решили дать благовидное объяснение инженерной ошибке.
Обрушение храма восприняли как недобрый знак, но великий князь был человеком целеустремлённым. По-видимому, в крушении обвинили не только гнев Божий и природу, но и нерасторопность строителей. Да и побаивались русские мастера снова браться за столь трудное дело — считали, что нет на то Божьего благословения. Митрополит Геронтий поторапливал великого князя: городу был необходим Успенский собор, без него Москва — не Москва.
Долго ли коротко ли, было решено пригласить иностранного специалиста — аж из католической Италии. Итальянцы тогда обстраивали всю Европу, делились искусством и знанием.
Аристотель Фиораванти в строительном деле был мастером на все руки. Потомственный зодчий, пленительные тайны пропорций и конструкций познал еще юношей. Знал толк и в колокольном деле. Происходило семейство Фиораванти из Болоньи. Их фамилия означает — «цветок, гонимый ветром».
Иногда Фиораванти приписывают греческое происхождение. Это объясняет, почему он с такой лёгкостью перешёл в Православие, но никаких доказательств нет — кроме имени прославленного афинского философа.
Читайте также — Лицом к России, или Кому мешают кремлевские святыни?
Как инженер и архитектор Фиораванти приложил руку ко многим ответственным проектам не только в родной Болоньи. Примерно в 1455 году под его руководством была перестроена башня при церкви Св. Ангела в Венеции. Последняя из-за слабости грунта простояла всего двое суток и рухнула, задавив нескольких человек. С тех пор в Венеции он не появлялся.
В 1467-м Фиораванти был принят при дворе венгерского короля Матвея Корвина, с которым вели переговоры русские дипломаты. Быть может, уже тогда в Москве узнали о многомудром инженере, строителе мостов через Дунай. Из Венгрии он вернулся на родину — и начались для зодчего испытания. Его обвинили в незаконной чеканке монет.
Не исключено, что предложение русского посла Семёна Толбузина стало для него спасением. Кстати, Толбузин не обещал ему золотых гор. Возможно, Аристотеля привлекала честь стать автором главного храма большого таинственного государства.
И вот шестидесятилетний архитектор прибыл в Москву — весной 1475-го, «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут». Трудно представить, сколько новых впечатлений для художника приготовила Россия — заснеженный лесистый малолюдный край бревенчатых изб и теремов.
Фиораванти выделили дом по соседству с княжескими палатами. Скорее всего, первоначально Аристотель столкнулся с настороженным отношением духовенства: как-никак, он стал православным в пожилом возрасте. Но после крушения Византии Руси пришлось активнее устанавливать сношения с католическим миром.
На московской земле Фиораванти взялся за дело основательно. Проездился по России, внимательно изучил владимирский Успенский собор. Сам великий государь приказал именно этот храм взять за образец. Другое пожелание — чтобы Храм был вместительным.
В московском Кремле менее живописный ландшафт, чем на берегу Клязьмы, но итальянец посчитал задачу выполнимой. Площадку быстро расчистили от остатков обрушившегося собора. В фундамент итальянец приказал забивать дубовые сваи, для москвичей это было в новинку. Фиораванти озаботился качеством строительных материалов. Мячковский белый камень болонскому мастеру понравился, но требовался и кирпич. То, что предложили московские строители, не устраивало Фиораванти — и под его руководством «за Андрониковым монастырём» устроили кирпичный завод.
На него смотрели как на волшебника: и раствор-то у фряжского гостя необычный, удивительно крепкий. И железную тягу при строительстве он применил первым в Москве. Кирпич для Фиораванти был — как штрих для художника, как движение кисти. Он гармонично сочетал кирпич и камень. Аристотель установил в храме круглые столбы — прежде невиданные на нашей земле. Перед москвичами открылся храм удивительно монументальный, как из единого камня — настолько продуманными были пропорции каждого звена.
Соборная площадь Московского Кремля. Акварель Д. Кваренги. 1797
«Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опроче Владимерскыа церкви, видети бо бяше ея мало отступив кому, яко един камень», — таково было общее впечатление.
Зодчий задержался в Московии до конца своих дней. В 1478 году, когда еще не завершены были работы над строительством собора, Фиораванти как инженер и артиллерист участвовал в походе Ивана III на Новгород, и навёл прочный понтонный мост через Волхов. Через четыре года он возглавляет артиллерию во время похода на Казань, а в 1485-м — в тверском походе. Возможно, именно он стоял у истоков и московского Пушечного двора. Есть версия, что и планировкой кирпичного Кремля мы обязаны инженерной зоркости Фиораванти.
Жизнь на далёкой чужбине не бывает идиллической. Зодчего напугала расправа великого князя над итальянским лекарем, который не сумел вылечить одного знатного пациента. Фиораванти просит, чтобы его отпустили домой. Не получив согласия, пытается бежать. Князь посчитал это предательством, и дело закончилось тюрьмой. Только ради похода на Тверь старика освободили, но жить ему оставалось недолго. Зато московский храм обеспечил архитектору земное бессмертие.
Читайте также — Чудов монастырь. XIX, XX и … XXI века?
Расположение собора на современной Соборной площади небычно: он зажат между теремами и другими храмами, трудно найти выгодный ракурс издалека, чтобы полюбоваться не только куполами на фоне неба, а увидеть весь собор. Чаще он открывается нам великолепными фрагментами. Собор во многом сохранил облик белокаменного владимирского зодчества, с которым православный люд связывал представления о Храме Божием.
Успенский собор в Москве в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра
Впервые в русской архитектуре большой пятиглавый собор не был разделен внутри на небольшие пространства, а, напротив, представал во всем великолепии. Храмовое пространство казалось огромным. Храм освятил митрополит Геронтий, при огромном стечении народа, в присутствии великого князя. После этого артель великого Дионисия продолжала расписывать Храм, но службы в нём уже не прекращались.
При Иване Третьем сложится ансамбль Соборной площади: пять храмов, из которых три — неповторимые соборы; Грановитая палата. Центральный перекрёсток Святой Руси. А Успенский собор — его доминанта.
Вы прочитали статью Успенский Собор в Москве. Читайте также:
- Как спасали соборы Кремля
- Успенский собор Кремля — свидетель святости
- Успенский собор Московского Кремля: история главного храма
Источник
Успенский собор (Москва)
У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.
Успе́нский собо́р Моско́вского Кремля́ — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия.
Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы[1].
История
Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года[2] на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. Освящён храм был в 1327 году[3].
Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования[4] показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.
При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми»[5].
Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра[en]
Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».
Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.
Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).
Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-1644 годах собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.
Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иван IV повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок[6].
В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.
В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.
Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Икона. Около 1627 года. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю). Драгоценный ковчег с ризой был помещён в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий.
В петербургский период собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.
В 1797 году в собор на хранение был положен изданный Павлом I Акт о престолонаследии[7].
В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).
В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, по которому в случае смерти Александра I в связи с отречением от прав на престол его брата Константина Павловича наследником престола становился следующий брат, великий князь Николай Павлович[8].
Реставрации Успенского собора проведены в 1895-1897 годах архитектором Сергеем Родионовым, в 1900-х годах архитектором Сергеем Соловьёвым, в 1911-1915 годах — архитектором Иваном Машковым[9].
15 августа 1917 года, в престольный праздник, в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина).
Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.
Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года — 22 апреля (5 мая); это богослужение послужило первоначальной основой картины Павла Корина «Русь уходящая», службу возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).
Современный статус собора
Вид с южной стороны
Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .
С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется Патриаршим кафедральным[10].
Архитектура
Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью лопаток. На гладких стенах — узкие окна и аркатурный пояс. Апсиды собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень».
Выполняя сложнейшую задачу увеличения внутреннего объема храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, Аристотель Фиораванти впервые в русской архитектуре применил и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проемные связи. Но главной его инженерной идеей было то, что благодаря возведению позади иконостаса дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение легкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся[11].
Интерьер
Святыни
В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.
С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).
Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.
Некрополь Успенского собора
Основная статья: Некрополь Успенского собора
«В первом каменном храме Кремля — Успения Богоматери — формирование некрополя началось в 1326 году. Здесь были похоронены московский князь Юрий Даниилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в этом храме были погребены двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — сер. XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками (в конце XIX века они были заключены в металлические чехлы). Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застеклённые рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора — митрополитов: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёва) и свмч. патриарха Гермогена — совершены в раках»[12].
Схема расположения захоронений в соборе
Митрополиты Киевские
- Пётр (ум. 1326),
- Феогност (ум. 1353),
- Киприан (ум. 1406),
- Фотий (ум. 1431),
- Иона (ум. 1461).
Митрополиты Московские
- Филипп I (ум. 1473),
- Геронтий (ум. 1489),
- Симон (ум. 1511),
- Макарий (ум. 1563),
- Филипп II (ум. 1569).
Патриархи Московские
- Иов (ум. 1607),
- Гермоген (ум. 1612),
- Филарет (ум. 1633),
- Иоасаф I (ум. 1640),
- Иосиф (ум. 1652),
- Иоасаф II (ум. 1672),
- Питирим (ум. 1673),
- Иоаким (ум. 1690),
- Адриан (ум.1700).
Правители Москвы
- Юрий Данилович (ум. 1325), Московский князь в 1303-1325 годах, великий князь Владимирский в 1319-1322 годах, князь Новгородский в 1322-1325 годах — могила утрачена
перезахоронены
- Алексий (Бяконт) — мощи были в соборе с 1929 по 1948 гг., ныне — в Елоховской церкви.
Примечания
Ссылки, литература
- Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 315-317. — 504 с. — 25 000 экз.
Первый Успенский собор 1326-1327 годов
- Заграевский С. В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII-первой трети XIV века. М., 2003.
Собор Мышкина и Кривцова
- Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988.
Собор Аристотеля Фиораванти
- Успенский собор Московского кремля
- Патриарший Успенский собор Московского Кремля на официальном сайте МП
- Собор кафедральный в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кремле (патриарший) на сайте Русское Православие
- Иконы и фрески Успенского собора Московского Кремля
- Кавельмахер В. В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля
- И. Я. Качалова. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора
- Качалова И. Я. Успенский собор. М. 2008 г.
- Мельник А. Г. Интерьер московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском храмовом зодчестве XVI в. // История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов; Ярославль, 1995. — С. 124-133. — ISBN 5-85975-035-8.
- Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI - XVII вв. // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А.М. Лидов. — М.: Индрик, 2011. — С. 443-473. — ISBN 978-5-91674-151-3.
Источник