Сестринский процесс при остром гастрите у детей

, . , . , .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

:

:

:

:

/ 9-4

:

, 2015

1. һ

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

2. Ż

2.1

2.2

2.3 ,

,

— ;

— ;

— — ;

— ;

— ;

— ;

— ; —

, . , . . , , .

, . , , . , , .

, — . , 40-90%. , , , .

, , , , , —

— . , — 80%

, . — : , ; ( ). , — , , . . , , 80-90 % , , , «

:

;

;

— ;

;

;

.

: , ( — )

:

, ;

, .

.

:

— .

( , ).

()

:

» » .

1. һ

— , . , , . . , .

:

* ()

*

*

1.1

, , , , . , , , ( , , .).

:

;

;

, ;

;

;

, ( );

( );

;

;

;

, ( , , );

;

(, .);

:

(, );

( ,

1.2

() . . (, , , , , ), ( , , .). (, , , , ). ( , , , , , .). , . .

— . , . , , . .

. , , , .

, .

— , ( , , ). , , , . ( ) . . ( ). . .

1.3

:

: . : ;

, ;

— , ;

, ;

, , , ();

— ; ( — )

: ;

: , , , , , , — .

()

, . 4-8 . , , , , , . . , , , . , , , . , , — ( , , , , ). .

.

, . , , , . . , , . . , , . , . — , — , — — , — — , — — . . , . . — , , , . . . , , . . 10-15% . — . 2-3 . .

. , . . , , , , , . , . . , , , , , , .

1.4

* ( , , , )

: , , .

( — )

1.5

.

1-2 (), .

, 1, 1, 1. — .

.

: .

: , , ,.

: , .

: ,,.

: , .

— : 0,1 — 1.

. — , , , . (1-2 ) , . , , -1 ( , ) . , — , . . , , — . (, ). , ( , ), 5% — , (, .). (, ).

. . , . ( ).

. 1-2 , ( , ) 1-2 . 2-3- , , , . 6-8 ( ) , , , . , , . — , . , . ; — .

1.6

, ,

.

, , , ( ), .. .

;

;

;

.

1.7

:

;

;

;

;

.

2. ̻

2.1

, , , — . — , .

, , .

. — , , .

. , , , , , , , .

, , — .

, , , .

— , , .

() ( ), .

— , , , .

5 :

( );

( );

;

;

.

I — . , , .

, 10 (. 1).

, , , .

— , , , .

, , , , , , .

, II — . , , . , . , , , , .

, , .

III . , , .

.

— . , — , , . , .

3 :

— ;

— , , , ..

— .

V — .

, . , . , . .

, — , , .

, . , , , . , , . , , , .

, , . , — , , , — .

2.2

— , , , , , . , — . , , , . , — .

, — , , .

, . , . , , .

, . , .

, . :

;

;

;

;

.

, , , , — , .

1. :

— (100%);

— (90%);

— (50%);

— (20%);

— (80%).

2. :

— (80%);

— , , (65%);

— (70%);

— (50%).

, , , .

, , , , .

, . — . , .

, , . .

, , . . I . .

:

;

;

;

.

, 10 , — .

, , :

* ,

* ,

* ,

* ,

* ,

* ,

* ,

* .

:

( );

( , );

( , );

(, );

( , , );

( ).

. — .

, , .

:

;

;

;

;

.

. :

( , , );

;

;

(20 );

;

;

;

;

;

;

.

III . . , , : . , , , , , , , . , .

, , , , . .

4 — .

, , . , , .

.

: , .

:

1) , ;

2) ;

3) ( );

4) () ;

5) .

2.3

, , . . . . , . , ( ). ;

) ,

) (, );

) .

) .

. . . . . .

, , , . , , , , .

, , , . , , , .

, , .

1. 7.32 — 2001 — . .

2. 7.80 — 2000 . . .

3. 7.0.5 — 2008 . .

4. . ( .. 2 — 2001. — 1 — 102 — 105).

5. 539 25.08.2005 » .

6. 330 5.08.2003 » — » ( 7 2005 ., 10 , 26 2006 .)

7. .., .., .

8. — .: — , 2008. — 544 .

9. .., . — » «; 2- . . .: — — 2009. — 512 .

41

10. .., . — — 2 ., . . — .: — — , 2010. — 366

11. .. () . . — 2004. — 12. — 5.

12. , , , 1997.

13. , 2, 2000., .32-33

14. , 3, 1999., .30

15. , 21, .2-3

16.- .., 2003

,

.

, , .

( 20 ) — . , , .

, .

30 . ,

. , 8-9 .

.

: .

: , , .

: , .

:

,

0,5-1 ,

* ,

, ,

— 10 ,

,

,

— 2 ,

,

1. , .

2.

3. ( ).

4. ( ).

5. 10 , .

6. , .

7. ,

8. ( ).

9. ( 1 ).

10. 25-30 , , .

11. .

12. , .

1

. 36 , , , , . 4 . . , . , . , «» , , , . .

: , , , , , .

.

: , , , , , .

: . :

:

:

. . ( , , ..), , . . 5-6 . , . . ( )

:

2.

. 23 . , , , . 2 . . , , . . . . . , .

: , , , , , .

.

: , , , , .

:

: , .

:

:

5-6 , . .

.

1.5

.

, .

(, ) ().

: .

:

, , , .

. , . , .

, . , .

, , , , —

1a : — . . , . , , . : 6 . . : , , ; ; ; ; ; , , , , , , , , , , , . 1 ( 7-14 ). 1 ( ).

1 : . . , . , , . . , , , — , , . , 2- . : , , , . . : 6 . . : , , , , , , .

1 : . , , . , . . . . . : 5 — 6 . , . : , , , , , , . (, ), , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . ( 3-5 . )

, .

: «» , , .

: «» , , , .

: .

, .

: , , , .

, : , , — .

, .

: , .

: . .

, «» .

:

.

: , , , .

: . , , , «», , , .

: , . (, — ) , , , . , «» , .

  • . . , . , . .

    [4,1 M], 21.11.2012

  • . , . . , .

    [27,1 K], 28.04.2011

  • — . , , . . , , . .

    [38,8 K], 21.11.2012

  • . , . . . . , , , , .

    [20,7 K], 22.02.2016

  • . , , , . .

    [842,8 K], 07.03.2013

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения и желчевылелительной системы у детей

22

Распространенность заболеваний органов пищеварения составляет в детском возрасте в среднем 79,3 случаев на 1.000 детского населения. Чаще всего они наблюдаются у детей в возрасте 5-6 и 9-12 лет, что связано с периодами наи­более интенсивного роста и развития всех органов и систем.

Частота заболеваемости девочек и мальчиков одинакова.

Ведущая роль в структуре этой патологии принадлежит болезням желудка и двенадцатиперстной кишки. Наиболее распространенными заболеваниями органов пищеварения являются гастродуоденит и хронический гастрит.

В настоящее время у детей довольно распростра­ненными являются функциональные расстройства желчевыделительной системы — дискинезии (нарушение мо­торной функции желчного пузыря и протоков).

Острый гастрит

Острый гастрит — это полиэтиологическое заболевание, характеризующееся острым воспалением слизистой оболочки желудка.

Острый гастрит довольно часто встречается у детей в возрасте до 7 лет и реже — в старших возрастных группах.

Ведущие причинные факторы развития острого гастрита:

  • нарушение режима питания;

  • употребление большого количества непривычной и гру­бой пищи (незрелых фруктов и ягод, грибов, бобовых, плохо совместимых друг с другом нутриентов и др.), прием очень холодной и горячей пищи;

  • злоупотребление острыми и солеными блюдами и пищей, содержащей большое количество пряностей, туго­плавких жиров, экстрактивных веществ;

  • торопливая еда или недостаточное пережевывание пищи;

  • длительное применение некоторых лекарственных средств (салицила-тов, сульфаниламидов, препаратов на­перстянки);

  • ожог слизистой желудка бытовыми ядами;

  • пищевая аллергия и др.

Читайте также:  Сода как лекарство при гастрите

Существенную роль в происхождении острого гастри­та играет семейный фактор: дефицит знаний родителей об особенностях рационального вскармливания детей, отсут­ствие гигиены и культуры питания, неправильное хранение медикаментов и средств бытовой химии и пр.

Механизм развития острого гастрита.

Развитие острого воспаления слизистой оболочки же­лудка происходит несколькими путями в зависимости от этиологического фактора. Грубая, раздражающая пища не­благоприятно воздействует на слизистую оболочку желудка, вызывая ее воспаление, нарушение трофики и расстройство секреторной функции с последующим нарушением процессов желудочного пищеварения. Пища подолгу задерживается в желудке, подвергается брожению, гниению с образованием токсических продуктов.

Длительное применение лекарственных средств и пище­вых аллергенов также вызывают раздражение слизистой обо­лочки, происходит выброс биологически активных веществ, что сопровождается инфильтрацией, развитием гиперемии, отека и дистрофическими изменениями желудочного эпите­лия.

Основные клинические проявления острого гастрита:

  • недомогание, тошнота, отрыжка воздухом, неоднократная рвота, рвотные массы кислые с остатками не перева­ренной пищи, после рвоты, как правило, наступает об­легчение, при повторной рвоте — примешивается желчь, появляется горечь во рту, язык обложен бело-желтым на­летом;

  • боли в верхней половине живота, чувство тяжести в под­ложечной области, при пальпации — умеренное вздутие и болезненность в эпигастральной области, метеоризм;

  • нередко стул неустойчивый, свидетельствующий о во­влечении в патологический процесс тонкого кишечника.

В последующие 2-5 дней еще могут отмечаться: общее недомогание, вялость, слабость, снижение аппетита.

Лабораторно-инструментальная диагностика: при эндоскопическом обследовании выявляется воспа­ление слизистой оболочки желудка.

Основные принципы лечения острого гастрита:

  1. Постельный режим в течение 2-3 дней до улучшения об­щего состояния.

  2. Устранить причинные факторы.

  3. Провести промывание желудка изотоническим раствором натрия хлорида или кипяченой водой с помощью зонда или беззондовым методом, после промывания — обеспе­чить ребенка теплой постелью (при необходимости, согреть грелками).

  4. Сделать перерыв в кормлении на 3-6 часов, при этом обеспечить достаточное введение жидкости (дегазированной слабой минерализованной воды, настоев из ро­машки, зверобоя, девясила, тмина, некрепкого свежезаваренного чая). Затем перейти на частое дозированное кормление малыми порциями и вводить постепенно сли­зистые протертые супы-пюре, каши, желе, кисели, суха­ри. Через 1-2 дня постепенно диету расширить, добавить протертое мясо, фрикадельки, творог, кефир, овощное пюре. Через 2-3 недели постепенно перейти на обычное питание.

  5. При пищевой аллергии рекомендуется гипоаллергенная диета, ведение пищевого дневника (для выявления и ис­ключения аллергенов).

  6. Симптоматические средства: но-шпа, маолокс, гастал, гастерин, мезим-форте, энзистал, фестал.

Прогноз.

Возможно полное выздоровление при своевременной коррекции причинных факторов развития заболевания или переход острого гастрита в хроническую форму.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Сестринский процесс при хроническом гастродуодените у детей

Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения. Хронические заболевания органов пищеварения у детей широко распространены и не имеют тенденции к снижению. Ведущее значение имеют болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Увеличились случаи язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Сестринский процесс при хроническом гастродуодените. Информация о заболевании. Хронический гастрит/гастродуоденит — заболевание, которое характеризуется диффузным воспалением слизистой оболочки желудка, двенадцатиперстной кишки с постепенным развитием атрофии желудочных желез и секреторной недостаточности, нарушением моторных и эвакуаторных функций.

Основным этиологическим фактором развития заболевания является Helicobacter pylori (Н.р), его длительное пребывание в слизистой оболочке желудка. Н.р. может передаваться фекально-оральным и оральным путем через предметы личной гигиены. Заражение чаще происходит в детском возрасте. При обследовании Н.р. в слизистой оболочке желудка обнаруживается у 50-100 % пациентов.

Факторы, способствующие развитию заболевания:

— Алиментарные: употребление грубой, плохо пережеванной пищи, еда всухомятку; употребление холодной или очень горячей пиши; употребление пищи, содержащей много специй; нарушение ритма питания.

— Длительное употребление лекарственных препаратов.

— Чрезмерные физические и психические перегрузки.

— Пищевая аллергия.

— Отягощенная наследственность.

Механизмы патологического процесса.

Заражение и длительное пребывание в слизистой оболочки желудка Н.р. вначале приводит к формированию воспалительного инфильтрата. повреждению клеток слизистой оболочки и разрушению защитного слизистого барьера под действием бактериальных ферментов, выделяемых Н.р. Далее развиваются атрофические процессы в железах желудка, что приводит к изменению секреции и нарушению регуляции моторно-эвакуаторной функции. Нарушение моторной функции желудка сопровождается рефлюксом — забросом дуоденального содержимого в желудок и попаданием кислого содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку с развитием в ней воспаления — дуоденита.

Читайте также:  Малышева программа про гастрит

В течение хронического гастродуоденита выделяют периоды:

— обострения — сезонные: весна и осень;

— неполной клинической ремиссии:

— полной клинической ремиссии;

— клинико-эндоскопической ремиссии.

Варианты клинического течения гастродуоденита:

— с неизмененной секреторной функцией желудка;

— с пониженной секреторной функцией желудка;

— с повышенной секреторной функцией желудка.

Принципы лечения: этапное и комплексное.

Этапы: стационар-поликлиника -санаторий — поликлиника.

Специализированный стационар — лечение в фазе обострения.

Санаторно-курортное лечение показано в фазе ремиссии, после выписки из стационара через 3-4 мес.

В поликлинике проводится диспансерное наблюдение. Длительность диспансеризации 5 лет с момента обострения заболевания.

Диспансеризация проводится гастроэнтерологом или участковым педиатром и включает: плановые осмотры гастроэнтерологом; весной и осенью плановые осмотры стоматологом и ЛОР-врачом, санацию хронических очагов инфекции; 2 раза в год весной и осенью назначение противорецидивного лечения: проведение плановых лабораторных и инструментальных методов обследования.

С учета ребенок снимается после обследования в специализированном стационаре при стойкой клинико-эндоскопически-морфологической ремиссии в течение 5 лет.

Лечение в специализированном стационаре:

Лечебно-охранительный режим — постельный режим до улучшения самочувствия и общего состояния.

Лечебная диета:

Стол № 1 умеренное механическое и химическое щажение слизистой оболочки ЖКТ, ограничение стимуляторов желудочной секреции. Прием пищи 5-6 раз. При пониженной желудочной секреции сокогонные блюда: мясные и рыбные бульоны, кислые соки, творог, кефир.

Стол 1А — очень строгое механическое и химическое щажение, вся пища подается в жидком или полужидком виде, назначается на 2-3 дня;

Стол 1Б — строгое механическое и химическое щажение, пища подается в пюреобразном состоянии, назначается на 7-10 дней.

Стол 1В — умеренное механическое и химическое щажение — рубка, шинковка, разваривание, приготовление на пару, назначается до конца обострения.

Минеральные воды — «Боржоми», «Славяновская» пациентам с повышенной желудочной секрецией за 1-1,5 ч до еды; «Ессентуки 4«Ессентуки 17» пациентам с пониженной желудочной секрецией за 15-20 мин до еды в теплом виде.

Лекарственная терапия:

Препараты с антибактериальной активностью для лечения инфекции Н.р. — «де-нол», амоксициклин, кларитромицин, метронидазол, омепразол. эзоиепразол. ранитидин не менее 7 дней.

Антацидные препараты, тормозящие желудочную секрецию, уменьшающие агрессивность соляной кислоты и пепсина, повышающиe защитные свойства слизистой оболочки — альмагель, фосфалюгель, маалокс, гастал, анацид, гелуксил, ренни и другие назначаются до еды, сразу после еды, через 1 ч после еды, на ночь, немедленно при возникновении болей.

Препараты, тормозящие желудочную секрецию — фамогидин, ранитидин, омепразол и др.

Стимуляторы моторной функции, с антирефлюксным эффектом — церукал, мотилиум.

Ферменты — пепсидил, абомин, панзинорм, панкреатин, мезим-форте, энзистал. креон.

Цитопротекторы — препараты местного защитного действия — «вентер» или сукральфат. «де-нол» или препараты коллоидного висмута назначаются до еды и на ночь.

Репаранты — способствуют регенерации слизистой оболочки — облепиховое масло, солкосерил, пентоксил, сайтотек, витамин U, витамины группы В.

Биопрепараты для восстановления нормальной микрофлоры кишечника — бифидумбактерин, лактобактерин, бифиформ, бификол, полибактерин.

Этапы сестринского процесса при хроническом гастродуодените у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте для диагностики заболевания

Опрос:

— Характерные жалобы: на боли в животе или около пупка, чувство быстрого насыщения, тошноту, отрыжку, изжогу, рвоту, нарушение аппетита.

— Боли могут быть: ранние — появляются во время или через 10- 20 мин после еды; поздние появляются натощак или после еды через 1,5-2 ч; сочетание ранних и поздних болей.

Объективные методы обследования:

-Осмотр: бледность, синева под глазами, язык обложен белым налетом, болезненность в эпигастральной области при пальпации живота.

— Результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики: общий анализ крови, общий анализ мочи, копрологическое исследование кала; определение концентрации антигена Н.р. в кале; эзогастродуоденоскопия; прицельная биопсия — морфологическое обследование биоптата слизистой оболочки и оценка обсемененности Н.р.

Читайте также:  Какие анализы сдавать при гастрите

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с хроническим гастродуоденитом нарушаются физиологические потребности: поддерживать общее состояние, есть, спать, отдыхать, общаться. Поэтому появляются проблемы, требующие решения.

А. Существующие проблемы, обусловленные хроническим воспалением слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки:

— Боли в эпигастральной области или около пупка во время еды, после еды или натощак.

— Чувство тяжести в желудке.

Б. Существующие проблемы, обусловленные нарушениями пищеварения.

— Чувство быстрого насыщения.

— Тошнота.

— Отрыжка нишей, воздухом, «тухлым», «кислым».

— Изжога.

— Вздутие живота.

— Урчание в животе.

— Склонность к запорам или к послаблению стула.

— Снижение или отсутствие аппетита.

При выявлении указанных проблем ребенка необходимо госпитализировать в специализированный стационар для полного обследования, установления диагноза и проведения комплексного лечения.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель сестринского ухода: Способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.

Сестринский процесс при хроническом гастродуодените

План ухода:

1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима

Реализация ухода:

Независимые вмешательства:

— Провести беседу с пациентом/ родителями о заболевании и профилактике осложнений

— Объяснить пациенту/родителям о необходимости соблюдения постельного режима

— Контролировать наличие горшка в палате для пациента

— Предупредить пациента и/или его родителей о том, что ребенок должен мочиться в горшок.

— Посещение туалета временно запрещено.

— Прием пищи и гигиенические процедуры в постели в положении сидя

Мотивация:

Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения ЖКТ, обеспечение максимальных условий комфорта. Уменьшение боли. Удовлетворение физиологической потребности выделять продукты жизнедеятельности

2. Организация досуга

Реализация ухода:

Независимое вмешательство:

Рекомендовать родителям принести любимые книжки, игрушки

Мотивация:

Создание комфортных условий

3.Создание комфортных условий в палате

Реализация ухода:

Независимые вмешательств :

— контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания;

— контролировать регулярность смены постельного белья;

— контролировать соблюдение тишины в палате

Мотивация:

Удовлетворение физиологических потребностей во сне и отдыхе

4. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи

Реализация ухода:

Независимые вмешательства:

-провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости соблюдения личной гигиены;

-рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье;

-контролировать и оказывать помощь ребенку при проведении гигиенических мероприятий

Мотивация:

Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым

5. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением диеты

Реализация ухода:

Независимые вмешательства:

Проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты. Рекомендовать родителям приносить для питья минеральные воды

Мотивация:

Удовлетворение физиологической потребности в пище

6. Выполнять назначения врача

Реализация ухода:

Зависимые вмешательства:

— раздача лекарственных препаратов индивидуально в назначенной дозе, регулярно по времени;

— объяснить пациенту и /или родителям о необходимости приема лекарственных препаратов;

— провести беседу о возможных побочных эффектах лекарственных препаратов

— провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости проведения назначенных лабораторных исследований;

— научить родных/пациента правилам сбора мочи, кала; обеспечить посудой для сбора мочи и кала; контролировать сбор мочи и кала;

— перед каждым инструментальным исследованием провести психологическую подготовку ребенка/родителей объяснить цели и ход проведения исследования, научить ребенка правилам поведения, сопроводить на исследование.

Мотивация:

Этиотропное лечение. Ликвидация инфекции. Профилактика осложнений.

Раннее выявление побочных эффектов. Диагностика заболевания. Оценка работы ЖКТ

7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на печение

Реализация ухода:

Независимое вмешательство:

— контроль над аппетитом, сном;

— выявление жалоб;

— измерение температуры тела утром и вечером;

— контроль физиологических отправлений;

— при ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу

Мотивация:

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода.

Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода выздоровление ребенка наступает в установленные сроки, пациент выписывается в удовлетворительном состоянии под наблюдение гастроэнтеролога /участкового педиатра в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима дня и диеты, которые должен соблюдать ребенок после выписки из стационара, о необходимости диспансерного учета и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Источник