Отрыжка когда читаю молитвы

123. Отрыжка

Что отрыжка желудка, то из сердца происходящее слово и дело. Отрыжка начинается сначала в желудке и выходит из уст. Так и то, что внутри сердца у человека имеется, добро или зло, вне через слово или через дело показывается. Когда в сердце будет молитва, и в избытке, то непременно проявится или возведением очей на небо, или воздеянием рук, или словом, подходящим сердечной молитве. Сердечная молитва сыщет слова, приличные себе. Тогда воззовет человек: «О Господи, помилуй! о Господи, услыши! о Господи, пощади!» — или иное что подобное тому.

Когда в сердце чувствуется Божия милость, и благодеяния, и благодарность за это, то исходит она так же через соответствующие слова. Тут человек восклицает и радостным духом и устами радости взывает Богу Благодетелю: «Слава Тебе Боже!» или: «Благословен Бог!», или: Благослови, душе моя, Господа, или тому подобное. Когда в сердце чувствуется печаль за грехи, она показывает себя воздыханием или слезами. Воздыхание и слезы, от сокрушенного сердца происходящие, — это слова сердечной молитвы. Тогда человек не языком и устами, а сердцем молится и вопиет к Богу: Услышь молитву мою, Господи и не будь безмолвен к слезам моим (Пс. 38:13). Когда любовь Божия в сердце чувствуется и сладость той ощущается, тогда человек с пророком воззовет к Богу: Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя (Пс. 17:2), или: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8), или что другое, подобное тому. Ибо любовь отрыгнет знаки свои.

Когда смирение имеется на сердце и чувствуется, тогда человек уничижает себя, и признает себя недостойным всего, и везде ищет самого последнего места. Когда в сердце человеческом имеется любовь и милосердие к ближнему, то проявляет себя радостью о благополучии ближнего и соболезнованием и состраданием к бедствию его. Такая душа не оставит без помощи ближнего своего; и если не может помочь, то к Богу, Помощнику всех, воздохнет о нем, и прочее.

Отсюда видишь, христианин, что такое истинная молитва, благодарение и истинное христианское благочестие, когда оно в сердце имеется и от сердца происходит. А чего в сердце нет, того и в самой вещи нет.

Так же и какое зло в сердце у человека имеется, как отрыжка от желудка, через слово или дело вон исходит и показывает себя. Гнев показывает себя яростью, криком, хулением, проклятием, хлопаньем рук, терзанием волос и прочим. Злоба или злопамятность показывает себя мщением через слово или дело, повреждением, бесславием, клеветой и убийством. Это плоды гнева и злобы. Блудная похоть показывает себя скверными помыслами, скверным мечтанием и проявляется через похотливое воззрение, негодные шутки, осязание, страстные слова и самое скверное дело, и прочее.

Сребролюбие показывает себе через всяческие поиски богатства, через скупость и хранение богатства, через воровство, хищение, ограбление, насилие, отнимание чужого добра и прочее зло. Ложь, лицемерие, хитрость, лукавство показывают себя через слово, несогласное с совестью и мыслью, и прочие знаки, противные тому, что внутри человека. Гордость показывает себя поисками чести и славы мира сего, и приготовлением богатых домов, красивых одежд, дорогих карет и коней и прочих пышностей мира этого. Гордость весьма не терпит презрения и неизвестности. Она везде и во всем ищет, как бы себя показать и перед людьми быть как нечто.

Высокоумие показывает себя выставлением своих добрых дел, презрением и уничтожением других и осуждением их, и себя самого возношением больше прочих. Оно фарисейские слова хотя внешне и не произносит, однако внутри сердца своего говорит: Я не таков, как прочие люди (Лк. 18:11). О, если бы такой человек эти слова в противоположном смысле и в сердце, и устами произносил: Не таков я, как прочие люди, то есть: «Все лучше меня», и вопил бы к Богу: Боже! Милостив буди мне, грешному! (Лк. 18:13), — действительно был бы лучше многих, и был бы праведен не своей, а Божией правдой, грешника оправдывающей!

Многие думают и говорят, что на Бога надежду имеют, но в каждом случае, как от отрыжки, узнается, на кого они надеются. Искушение показывает, на кого мы надеемся: на Бога, или на человека, или на иное создание. Кто в нужде своей к кому прибегает и помощи ищет, на того и надеется. Если к человеку прибегаешь и у него помощи ищешь в какой беде, то на человека, а не на Бога надеешься. Через богатство и дары от напасти избавляешься, — на богатство, а не на Бога, надеешься. Через разум, и хитрость, и коварство свое стараешься избавиться, — на себя, а не на Бога надеешься. Через сан и достоинство свое хочешь избавиться, — на честь и на сан свой надеешься, а не на Бога, и прочее.

Но кто на Бога истинно надеется, тот все, что кроме Бога есть, оставив, к одному Богу во всех случаях и приключениях прибегает и помощи просит, как из псалмов видим. Такая душа во всяких нуждах и приключениях сердечно с пророком говорит: Господь мне Помощник и не убоюсь, что сотворит мне человек? Господь мне Помощник, и я буду взирать на врагов моих (Пс. 117:6-7). На Господа уповаю; как же скажете душе моей: «Улетай на горы, как птица?» (Пс. 10:1). Потому и Господь говорит о ней: За то, что он уповал на Меня, избавлю его (Пс. 90:14).

Так, то, какая надежда кроется в сердце у человека, отрыгает и показывает случай и искушение. Многие мечтают, что они любят Бога и ближнего, но поскольку в сердце любви не имеют, обманываются в том. Дела их показывают, что они прихоти свои и самих себя любят, а не Бога и ближнего своего. Велика любовь, и нет ничего больше любви. Все дарования без любви — ничто (1Кор. 13:1-3). Любовь в сердце должна быть, а не в словах, и познается от дела, а не от слова. Непрестанное хотение и желание Божией славы, и исполнение воли Его, насколько человеку возможно в мире этом, — признаки сердечной любви.

Читайте также:  Отрыжка после кормления смесью

Многие думают, что они кротки и терпеливы, но случай и искушение, как отрыжка от желудка, показывает противоположное, и сами тогда узнают, что нет в них кротости и терпения. Многие думают, что они во все дни и часто молятся, ибо много поклонов делают и много молитв написанных читают, но поскольку без разума и внутреннего внимания делают это, то или мало когда, или никогда не молятся. Все внешнее без внутреннего — ничто. Всякое добро и благочестие должно быть прежде в сердце и от сердца, или от внутреннего происходить, как отрыжка от желудка происходит.

Святой пророк говорит: Отрыгну из сердца моего слово благое (Пс. 44:2). Так и ты, христианин, делай. Молишься ли — да отрыгает сердце молитву твою.

Благодаришь ли и поешь Богу — да отрыгает сердце благодарение и пение твое.

Смиряешься ли — да отрыгает сердце смирение твое.

Милуешь ли ближнего твоего — да отрыгает сердце милость твою.

Тихо и ласково говоришь ближнему твоему — да отрыгает сердце тихое и ласковое слово твое.

Обнимаешь и лобзаешь ближнего твоего — да отрыгает сердце объятие и лобзание твое.

В доме принимаешь и угощаешь ближнего твоего — да отрыгает сердце принятие и угощение твое.

Голову и колена преклоняешь Господу Богу твоему — да отрыгает сердце преклонение и поклоны твои.

Руки воздеваешь и очи возводишь к Живущему на небе — да отрыгает сердце воздеяние рук и возведение очей.

Поешь с пророком Богу: Возлюблю Тебя, Господи, и прочее — да отрыгает сердце слово это.

Говоришь Богу: На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек (Пс. 30, 2), и прочее — да отрыгает сердце слово это и упование твое.

Каешься Господу твоему и исповедуешь грех твой, говоря: «Согрешил, Господи», и прочее — да отрыгает сердце покаяние и исповедание твое.

Исповедуешь и признаешь перед Богом бедность, окаянство, нищету, убожество и ничтожество свое — да отрыгает сердце исповедание и признание твое.

Поэтому внимай, христианин, следующему:

1) Люди чего не знают, тому учатся, и чего не имеют, того ищут. Не знают искусств и наук, поэтому входят в академии и школы, и там обучаются, и учатся, и бывают разумными. Так и мы должны делать, исполняя свойственное христианскому званию. Не знаем, как молиться — должны учиться тому. Поэтому и апостолы ко Господу молились: Господи! Научи нас молиться (Лк. 11:1). Изрядно учат нас молиться и славословить Бога каноны, которые говорят о покаянии, о страстях Христовых, о Воскресении Христовом и которые в прочие в праздники читаются, и прочие церковные молитвы. Они учат и подвигают к истинной молитве и славословию, но если читаются с рассуждением и разумом, а без этого нет никакой пользы. Не имеем любви, смирения, кротости и терпения — должны их искать, и обучаться. И так чего ищем, то и найдем, и чего не знаем, тому научимся.

2) Как к молитве, так и ко всякому добру духовному, то есть к любви, смирению, кротости, терпению и прочим христианским добродетелям должны мы себя принуждать и убеждать, хотя и не хочет и отвращается от этого сердце. Видя такой труд и старание наше, Господь подаст нам охоту, и усердие, и истинную молитву, и прочее христианское добро; подаст Тот, Который может подать и обещал (См. Мф. 7:11; 21-22; Ин. 16:23).

3) Познание бедности учит человека избавляться от бедности. Недостаток хлеба учит искать хлеба, чтобы от голода не умереть; недостаток питья убеждает искать питья, чтобы от жажды не умереть; недостаток одеяния понуждает искать одеяния, чтобы нагому не ходить; немощь убеждает искать лекаря, и прочее. Так и в христианском деле. Когда познаем скудость и бедность душ наших, будем искать блаженства нашего. Плохо быть христианину без молитвы, без любви, без смирения, без кротости и прочих христианских добродетелей, и не иметь их. Явная беда из этого следует. Надо искать их с прилежанием. Так познанное бедствие убеждает человека блаженства своего искать. Познай, христианин, растление, бедность, окаянство, нищету и убожество сердца твоего — и это самое познание научит тебя молитве и христианским добродетелям.

4) Изрядное училище молитвы и благочестия — скорбь и страдание. Израильтяне, будучи в Египте и терпя обиды от приставников фараона-мучителя, прилежно молились и вопили к Богу, как Сам Господь говорил о них: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его (Исх. 3:7). Анна, мать Самуила-пророка, терпя поношения по причине бесплодия, терпя тесноту и скорби, сердечно молилась Богу, и услышана была Богом (См. 1Цар. 1). О том же, как Царь Давид в скорбях и гонениях своих возбуждался к сердечной молитве, псалмы его свидетельствуют. Пророк Иона, во чреве кита, как во аде, из глубины сердца вопил ко Господу, как сам говорит: Возопил в скорби моей к Господу Богу моему (Ион. 2:3). Сусанна в Вавилоне, неправедно беззаконными старцами оклеветанная и на смерть осужденная, в этой тесноте и скорби восстенала ко Господу, и была услышана Господом (См. Дан. 13:42-44).

Читайте также:  От вздутия отрыжки поноса

Так скорбь учит сердечной молитве. Когда усерднее молимся, как не во время болезни, беды, напасти, искушения, при нашествии иноплеменников, во время голода, моровой заразы и прочих бедствий, которые грозят нам смертью? Тогда из глубины сердца исходит и восстает молитва. Также и христианским добродетелям нигде лучше не учимся, как в кресте скорби, страдании и искушении. Воин не тот искусен, который много учится уставу воинскому, пребывая в Отечестве, а тот, который достаточно в сражениях против неприятеля побывал. Так и христианин тот искусен бывает в звании христианском, который сквозь огонь и воду искушений, бед, напастей и скорбей проходит, и сражается против невидимых врагов. И для этого-то, кроме других причин, Бог попускает рабам Своим скорбь и страдание, то есть чтобы они учились истинной и сердечной молитве, и к Нему прибегали, и помощи искали, и обучались христианским добродетелям. От скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3-5).

Без соли мясо и рыба гниет. Так и без скорби христианин портится. Соль выгоняет червей из мяса и рыбы. Так и скорбь изгоняет растление и страсти от души. Соль хранит целость вещей. Так и скорбь соблюдает целость души. Горька соль, но полезна для тела, горька и скорбь, но полезна для души. Блажен человек, которого Ты накажешь, Господи (Пс. 93:12). Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6).

5) Ученики в школах смотрят на установления и пример, учителями показанный, и так учатся искусствам и наукам. Христиане, нам правило — Евангелие святое, и житие и нравы Спасителя нашего Иисуса Христа — живой пример. На это священное правило и живой пример добродетелей должны мы смотреть и учиться искусству христианскому, то есть добродетельной жизни. Все, что мы видим в нас противное Евангелию и житию Христову, есть порок.

Евангелие и житие Христово — свет. Все, что свету этому в нас противно, есть тьма, Как представляем зеркало перед лицом нашим, и, в нем увидев пороки на лице нашем, стираем их, так должны мы представлять души наши перед зеркалом Евангелия и жития Христова, и все тому противное, как порок, покаянием и сокрушением сердца очищать. Я — Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни, — говорит Господь (Ин. 8:12). Приступим к дивному свету этому, и пойдем вослед Его — да не пребудем во тьме.

6) Должно против всякого зла, какое из сердца ни восстает, стоять и сражаться, и не допускать ему переходить в дело, и в самом сердце угнетать его, и мечом слова Божия отсекать. Против злобы и злопамятности должно помнить Христово слово: Будете прощать — и простится вам; не будете прощать вы — не простится и вам (См. Мф. 6:14-15). Против сребролюбия, и гордости, и пышности мира этого должно помнить апостольское слово: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны этим (1Тим. 6:7-8). И Христос говорит: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24). Блудную похоть будем пресекать тем, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть. Для высокоумия узда — память прежних грехов, и рассуждение о своей бедности, и окаянстве, и о том, что человек может быть мерзостнейшим и сквернейшим грешником больше прочих, если Бог руку Свою отнимет от него, ибо довольно много таких примеров видим. Не гордись, но бойся (Рим. 11:20).

Так и при прочих грехах поступать должно и против них сражаться. Везде и всегда надо представлять перед собой присутствие Божие, и всеведение Его, и правду Его. Бог везде невидимо присутствует, и все видит, и может грешника в самом грехе поразить. Бойся грешить не только словом и делом, но и мыслью, ибо Бог и мысли видит — да не постигнет суд Божий тебя.

Так прилично ли христианину те грехи творить, за которые Христос Господь горькую чашу страдания испил? Всякий грех закрывает дверь к вечной жизни: возмездие за грех — смерть (Рим. 6:23). Берегись всякого греха — да не погибнешь. Христианин без доброй совести существовать не может. Лучше христианину умереть, чем согрешить и совесть обеспокоить и раздражить. Этот подвиг против греха нужен всем христианам, которые хотят спастись. Убивай, христианин, беззаконных младенцев, пока они малы — да не вырастут и не убьют тебя (Пс. 136:9).

Убивай похоть — да не исполнится на деле.

Убивай малый гнев — да не обратится в ярость и злобу.

Убивай блудную мысль — да не умножится более и не осквернит тебя.

Убивай желание богатства — да не будешь рабом маммоне.

Убивай малое кичение — да не вознесешься, а, вознесшись, смиришься.

Убивай всякое зло, пока оно мало — да не вырастет и не погубит тебя.

Труден этот подвиг, подлинно труден, но нужен. Сражайся — да и тебе подастся от Подвигоположника Христа венец жизни.

7) Всякое наше старание и подвиг как ради добра, так и против греха бессилен без помощи Божией, поскольку мы весьма растленны и немощны. Потому и сказано нам Спасителем нашим: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Поэтому у Него должно просить и искать всякого добра, и крепости, и силы против греха. Книги святые учат нас, чтобы мы знали, что делать и от чего уклоняться. Но Христос Господь просвещает разум наш и подает нам силу и крепость, чтобы желать и делать, как лоза сок свой сообщает розгам. Итак, должно ко Христу приближаться и к Нему воздыхать, и у Него силы и крепости во всем просить и ожидать. Верен Обещавший (Евр. 10:23) и хочет помочь тем, ради которых в мир пришел и пострадал.

Читайте также:  Изжога отрыжка причины и последствия

Источник

зевота при молитве — Тонкий Мир — Эзотерический форум

1. Баланс кислорода и углекислого газа. В крови человека накапливается слишком много углекислого газа. Организм реагирует на это, вызывая зевание. Человек, зевая, получает сразу большую порцию кислорода, и баланс сохраняется.

2. Зевание как энергетик. Зевание с утра необходимо для того, чтобы организм активизировался. Для этого же человек зевает, когда ощущает признаки утомления. Кстати, имеется связь между двумя рефлексами: зеванием и потягиванием. Эти два процесса, проделанные одновременно, не только насыщают кровь кислородом, но и улучшают кровообращение. Появляется бодрость, усиливается внимание.

3. Зевание как успокоительное. Люди зевают перед волнительным событием, так как зевание активизирует и бодрит. Было отмечено, что зевота нападает на спортсменов перед соревнованиями, на студентов перед экзаменами, на пациентов перед заходом в кабинет врача, на циркачей перед сложными трюками, на артистов перед выступлениями и т.д. Посредством зевоты люди подбадривают себя, приводят организм в тонус, что помогает им справляться с волнением.

4. Зевание полезно для ушей и носа. Зевание раскрывает и расправляет каналы, ведущие в гайморовы пазухи и евстахиевы трубы (те трубы, которые идут от уха от горлу), что позволяет избавиться от так называемой «заложенности» в ушах. При зевании регулируется давление воздуха в среднем ухе.

5. Зевание для релаксации и расслабления. Парадоксально, но зевание может не только взбодрить, но и расслабить. Произвольное зевание используется как прием в некоторых релаксирующих техниках. Попробуйте лечь, расслабиться и широко открыть рот — рано или поздно произойдет процесс зевания. В этот момент организм расслабится. Зевание подготавливает организм ко сну, создавая ощущение спокойствия. Вот почему люди зевают перед сном.

6. Почему люди зевают, когда им скучно? При длительной мышечной пассивности происходит застой крови. Зевание и одновременное потягивание позволяет сохранить активность. По этой причине люди зевают, когда сидят, к примеру, на скучной лекции: двигаться нельзя, слушать неинтересно, человека начинает клонить ко сну. И тут непроизвольно происходит процесс зевания, позволяющий досидеть до конца лекции и самое главное — дослушать ее.

Некоторые ученые в ходе исследований выяснили, что зевание само по себе позволяет снять психическую нагрузку. Наверное, еще и поэтому мы зеваем, когда вынуждены слушать или смотреть то, что нам совершенно не интересно.

7. Зевание для питания мозга. Некоторые ученые утверждают, что в период пассивности, когда мы не двигаемся и скучаем, снижается работоспособность нервных клеток и замедляется дыхание. При зевании, во-первых, восполняется недостаток кислорода (мы же дышим медленнее в период пассивности, поэтому организму начинает недоставать кислорода), а во-вторых, улучшается кровоток в сосудах головного мозга. Мозг получает необходимое питание, и мы немного взбадриваемся — как физически, так и умственно.

Кровоснабжение клеток мозга улучшается потому, что в момент зевания человек сильно напрягает мышцы ротовой полости, лица, шеи. Происходит этакая мини-гимнастика, в результате которой активизируется деятельность головного мозга.

8. Зевок как регулятор температуры мозга. По мнению некоторых ученых, зевота регулирует температуру головного мозга, поэтому мы чаще зеваем, когда нам жарко. Получив большую порцию прохладного воздуха, организм «охлаждает мозг», и тот снова начинает работать в нормальном режиме.

Итак, подведем итог в вопросах «Почему люди зевают и зачем им это нужно?». Когда человек устал, замерз или, наоборот, перегрелся, ему нужно взбодриться. Организм сам регулирует этот процесс, вызывая зевание.

При этом организм получает порцию прохладного воздуха, благодаря чему регулируется температура головного мозга. Кровь мгновенно насыщается кислородом, улучшается кровоток сосудов головного мозга. Зевание часто сопровождается потягиванием — эти два процесса, осуществленные одновременно, вдвое усиливают эффект от зевания.

Одним словом, зевание — это рефлекс, который необходим человеку, чтобы быть в тонусе. Однако если организм готовится ко сну, зевание, наоборот, помогает расслабиться — эта функция зевания досталась нам, судя по всему, от далеких предков.

А напоследок несколько интересных фактов о зевании:

Зевок длится в среднем 6 секунд.

После зевка второй раз человек зевает обычно не раньше, чем через одну-полторы минуты.

Женщины и мужчины зевают с одинаковой частотой.

Мужчины реже прикрывают рот во время зевания.

Людям, зевающим слишком часто или, наоборот, слишком редко, рекомендуется обращаться к врачам — здоровый человек зевает постоянно, но не слишком часто.

Как известно, зевота заразительна. Дети-аутисты обычно не зевают в ответ.

Согласно результатам исследований ученых, в ответ на зевок другого человека зевают те люди, у которых хорошо развита и особо активна область мозга, отвечающая за потребность в сопереживании.

Читая эту статью «Зачем люди зевают?», вы наверняка зевнули не менее 2-3 раз, а то и значительно больше.

Источник