Колит у детей температура
Содержание статьи
Колит у детей
Колит у детей — полиэтиологическое заболевание толстой кишки, сопровождающееся ее воспалительно-дистрофическими изменениями. Колит у детей протекает с болями в животе, тошнотой, изменением частоты и характера стула, недомоганием. Диагностика колита у детей включает копрологическое и бактериологическое исследование кала, проведение ирригографии, ректосигмоскопии и колоноскопии, эндоскопической биопсии слизистой кишки. Лечение колита у детей во многом зависит от его патогенетической формы и включает диетотерапию, антибактериальную и симптоматическую терапию, фитотерапию, восстановление нормальной кишечной микрофлоры.
Общие сведения
Колит у детей — воспаление толстого кишечника, характеризующееся болями и функциональными нарушениями со стороны толстой кишки. Не менее 10% всех случаев хронического колита начинается в детском возрасте, поэтому заболевания толстой кишки, их диагностика и лечение составляют одну из сложных проблем детской гастроэнтерологии. В силу анатомо-физиологических особенностей пищеварительной системы детей раннего возраста, воспалительный процесс, как правило, протекает с одновременным вовлечением тонкой и толстой кишки (энтероколит). У детей школьного возраста обычно встречается изолированное поражение различных отделов кишечника — энтерит и колит.
Колит у детей
Причины колита у детей
Острый колит у детей, как правило, развивается на фоне кишечной инфекции (сальмонеллеза, шигеллеза, эшерихиоза, иерсиниоза, пищевой токсикоинфекции, ротавирусной инфекции и др.) и в большинстве случаев сочетается с острым гастритом, острым энтеритом или гастроэнтеритом. Иногда причиной острого колита у детей выступают индивидуальная непереносимость некоторых компонентов пищи, грубые нарушения диеты, радиационное воздействие.
Хронический колит может являться исходом острого колита (например, при дизентерии у детей), а также развиваться вследствие глистных и паразитарных заболеваний (аскаридоза, лямблиоза), систематического нарушения пищевого режима, воздействия бытовых ядовитых агентов, нерационального применения лекарственных препаратов (НПВС, антибиотиков, слабительных и др.), секреторной недостаточности пищеварительных желез (врожденных и приобретенных энзимопатий — целиакии и дисахаридазной недостаточности), дисбактериоза и пр.
Реализации воспаления слизистой кишечника способствуют психогенные факторы, вегето-сосудистая дистония у детей, отягощенная наследственность, врожденные особенности развития кишечника (долихосигма, мегаколон), малоподвижный образ жизни, вредные привычки в подростковом возрасте. Вторичные колиты у детей встречаются при эндокринных заболеваниях (гипотиреозе, микседеме), заболеваниях ЦНС (миастении, детском церебральном параличе).
Классификация
Воспалительные изменения в толстой кишке могут быть распространенными либо ограниченными одним или несколькими сегментами. В соответствии с этим выделяют изолированное воспаление слепой кишки (тифлит); воспаление слепой и восходящей кишки (тифлоколит); воспаление поперечно-ободочной кишки (трансверзит); воспаление перехода поперечно-ободочной кишки в нисходящую (ангулит); воспаление сигмовидной кишки (сигмоидит); воспаление прямой и сигмовидной кишки (проктосигмоидит); воспаление прямой кишки (проктит); генерализованное воспаление (панколит).
С учетом этиологического фактора колиты у детей бывают инфекционными, алиментарными, паразитарными, токсическими, медикаментозными, лучевыми, невротическими, вторичными, невыясненной этиологии.
На основании эндоскопической картины и морфологических признаков выделяют катаральный, атрофический и эрозивно-язвенный колит у детей. По характеру клинического течения колиты у детей делятся на острые и хронические; по типу течения — на монотонные, рецидивирующие, прогрессирующие, латентные; по тяжести течения — на легкие, средней тяжести, тяжелые.
В зависимости от состояния моторики толстой кишки и преобладающих функциональных нарушений кишечника различают колиты у детей с преобладанием запоров или поносов, сменой запоров и поносов. В клиническом течении колита у ребенка выделяют фазу обострения, клинической ремиссии, клинико-эндоскопической (гистологической) ремиссии.
Основные клинические формы колитов, встречающиеся у детей, представлены острым колитом, хроническим колитом, неспецифическим язвенным колитом, спастическим колитом.
Симптомы колита у детей
Острый инфекционный колит протекает на фоне выраженного токсикоза и эксикоза: повышенной температуры, анорексии, слабости, рвоты. В результате спазма кишечника ребенка беспокоят боли в подвздошной области, тенезмы. Стул учащается от 4-5 до 15 раз в сутки; испражнения имеют водянистый, пенистый, характер; зеленоватый цвет, примесь слизи и прожилок крови. Во время дефекации может отмечаться выпадение прямой кишки. При осмотре ребенка с острым инфекционным колитом обращают внимание признаки обезвоживания: снижение тургора тканей, сухость слизистых, заострение черт лица, олигурия.
Хронический колит у детей имеет волнообразное течение с чередованием обострений и ремиссий. Основными клиническими проявлениями колита у детей служат болевой синдром и нарушение стула. Боли локализуются области пупка, правой или левой подвздошной области; имеют ноющий характер; возникают после приема пищи, усиливаются во время движений или перед дефекацией.
Расстройство стула при хроническом колите у детей может выражаться диареей, запорами или их чередованием. Иногда отмечается учащение позывов на дефекацию (до 5-7 раз в сутки) с выделением кала различного характера и консистенции (жидкого, со слизью или непереваренной пищей, «овечьего» или лентовидного кала и т. д.). Запор у детей с последующим отхождением твердых каловых масс может приводить к образованию трещин заднего прохода и появлению небольшого количества алой крови в стуле.
Дети с хроническим колитом жалуются на вздутие и распирание живота, урчание в кишечнике, усиленное отхождение газов. Иногда в клинике колита у детей доминируют психовегетативные расстройства: слабость, утомляемость, раздражительность, нарушение сна, головная боль. Длительное течение колита у детей может приводить к задержке прибавки массы тела и роста, анемии, гиповитаминозу.
Хронический колит у детей требует дифференциации с целиакией, муковисцидозом, дискинезией кишечника, хроническим аппендицитом, энтеритом, дивертикулитом, болезнью Крона.
Диагностика
Постановка диагноза основывается на данных анамнеза, клинической картины, физикального, лабораторного, инструментального (рентгенологического, эндоскопического) обследования.
При исследовании крови у детей, страдающих колитами, обнаруживается анемия, гипоальбуминемия, снижение уровня электролитов в сыворотке крови. Копрологическое исследование выявляет наличие в кале лейкоцитов, слизи, стеатореи, амилореи, креатореи. Бактериологическое исследовании кала позволяет исключить инфекционную природу острого и хронического колита у детей. Анализ кала на дисбактериоз, как правило, демонстрирует изменение микробного пейзажа кишечника за счет возрастания условно-патогенных агентов — стафилококков, протея, кандид.
При эндоскопическом исследовании кишечника (колоноскопии, ректоскопии) у детей чаще выявляется картина катарального колита: слизистая оболочка толстой кишки гиперемирована, отечна; лимфоидные фолликулы увеличены; обнаруживается большое количество слизи, точечные кровоизлияния, ранимость слизистой при контакте. Эндоскопическая биопсия слизистой кишки и морфологическое исследование биоптата способствуют дифференциальной диагностике различных форм колита у детей.
С целью уточнения степени и тяжести воспаления при колите у детей выполняется ирригография. Для изучения функционального состояния толстой кишки проводится рентгенография пассажа бария.
Лечение колита у детей
Лечение колита у детей направлено на элиминацию возбудителя, восстановление функции кишечника, предупреждение рецидива или обострения. Во всех случаях колита у детей назначается механически и химически щадящая диета: некрепкие бульоны, слизистые отвары, паровые блюда, омлеты, каши, кисели. Терапия острого инфекционного колита у детей проводится по правилам лечения кишечных инфекций (антибиотикотерапия, оральная регидратация, прием бактериофагов, энтеросорбентов и т. д.).
При хроническом колите у детей, кроме лечебного питания, показан прием ферментных препаратов (панкреатин), пребиотиков и пробиотиков, энтеросорбентов, прокинетиков (лоперамид, тримебутин). Антибактериальные препараты назначаются по строгим показаниям. В рамках терапии колита детям рекомендуется употребление минеральной воды без газа, настоев и отваров лекарственных трав. При необходимости в комплекс терапевтических мероприятий включают ИРТ, физиотерапию (электрофорез, грязелечение, согревающие компрессы на область живота), массаж живота и лечебную гимнастику.
Прогноз и профилактика
В случае своевременного лечения и полноценной реабилитации острый колит у детей заканчивается клинико-лабораторным выздоровлением. При хроническом колите у детей соблюдение рекомендуемого режима обеспечивает продолжительную ремиссию. Частые обострения колита нарушают физическое развитие детей, их психосоциальную адаптацию.
Профилактика колита у детей предполагает соблюдение возрастной диеты и режима питания, полноценное лечение острых кишечных инфекций, глистных инвазий, дисбактериоза. Диспансерное наблюдение детей проводится педиатром и детским гастроэнтерологом. Проведение профилактических прививок разрешается в период стойкой ремиссии хронического колита у детей.
Источник
ëÏÌÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ — ÐÏÌÉÜÔÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÅ ÔÏÌÓÔÏÊ ËÉÛËÉ, ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÝÅÅÓÑ ÅÅ ×ÏÓÐÁÌÉÔÅÌØÎÏ-ÄÉÓÔÒÏÆÉÞÅÓËÉÍÉ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑÍÉ. ëÏÌÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏÔÅËÁÅÔ Ó ÂÏÌÑÍÉ × ÖÉ×ÏÔÅ, ÔÏÛÎÏÔÏÊ, ÉÚÍÅÎÅÎÉÅÍ ÞÁÓÔÏÔÙ É ÈÁÒÁËÔÅÒÁ ÓÔÕÌÁ, ÎÅÄÏÍÏÇÁÎÉÅÍ. äÉÁÇÎÏÓÔÉËÁ ËÏÌÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ×ËÌÀÞÁÅÔ ËÏÐÒÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÅ É ÂÁËÔÅÒÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÅ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÅ ËÁÌÁ, ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÅ ÉÒÒÉÇÏÇÒÁÆÉÉ, ÒÅËÔÏÓÉÇÍÏÓËÏÐÉÉ É ËÏÌÏÎÏÓËÏÐÉÉ, ÜÎÄÏÓËÏÐÉÞÅÓËÏÊ ÂÉÏÐÓÉÉ ÓÌÉÚÉÓÔÏÊ ËÉÛËÉ. ìÅÞÅÎÉÅ ËÏÌÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ×Ï ÍÎÏÇÏÍ ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ÅÇÏ ÐÁÔÏÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÏÊ ÆÏÒÍÙ É ×ËÌÀÞÁÅÔ ÄÉÅÔÏÔÅÒÁÐÉÀ, ÁÎÔÉÂÁËÔÅÒÉÁÌØÎÕÀ É ÓÉÍÐÔÏÍÁÔÉÞÅÓËÕÀ ÔÅÒÁÐÉÀ, ÆÉÔÏÔÅÒÁÐÉÀ, ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅ ÎÏÒÍÁÌØÎÏÊ ËÉÛÅÞÎÏÊ ÍÉËÒÏÆÌÏÒÙ.
óÉÍÐÔÏÍÙ ËÏÌÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ
ïÂÝÉÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ:
- âÏÌÉ × ÖÉ×ÏÔÅ, ÞÁÝÅ ÓÌÅ×Á É Ó×ÑÚÁÎÙ Ó ÄÅÆÅËÁÃÉÅÊ (ÐÏÓÌÅ ÏÐÏÒÏÖÎÅÎÉÑ ËÉÛÅÞÎÉËÁ ÏÂÙÞÎÏ ÐÒÏÈÏÄÑÔ).
- íÅÔÅÏÒÉÚÍ (×ÚÄÕÔÉÅ ÖÉ×ÏÔÁ ÉÚ-ÚÁ ÐÏ×ÙÛÅÎÎÏÇÏ ÇÁÚÏÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÑ).
- òÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á ÓÔÕÌÁ:
- úÁÐÏÒÙ (ÞÁÝÅ).
- ðÏÎÏÓÙ.
- úÁÐÏÒÎÙÊ ÐÏÎÏÓ (ÐÏÓÌÅ ÄÌÉÔÅÌØÎÏÇÏ ÏÔÓÕÔÓÔ×ÉÑ ÓÔÕÌÁ ×ÙÈÏÄÉÔ ÐÌÏÔÎÁÑ ËÁÌÏ×ÁÑ ÐÒÏÂËÁ, Á ÚÁ ÎÅÊ ÖÉÄËÉÊ ÉÌÉ ËÁÛÉÃÅÏÂÒÁÚÎÙÊ ÓÔÕÌ).
- ÷ ËÁÌÅ ÍÏÖÅÔ ÐÒÉÓÕÔÓÔ×Ï×ÁÔØ ÓÌÉÚØ É ËÒÏר.
- âÙ×ÁÀÔ ÔÒÅÝÉÎÙ ÚÁÄÎÅÇÏ ÐÒÏÈÏÄÁ.
- óÎÉÖÅÎÉÅ ÁÐÐÅÔÉÔÁ, ÇÏÌÏ×ÎÁÑ ÂÏÌØ, ÕÔÏÍÌÑÅÍÏÓÔØ, ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÓÎÁ.
ïÓÔÒÙÊ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÙÊ ËÏÌÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏÔÅËÁÅÔ ÎÁ ÆÏÎÅ ×ÙÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ÔÏËÓÉËÏÚÁ É ÜËÓÉËÏÚÁ: ÐÏ×ÙÛÅÎÎÏÊ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ, ÁÎÏÒÅËÓÉÉ, ÓÌÁÂÏÓÔÉ, Ò×ÏÔÙ. ÷ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÓÐÁÚÍÁ ËÉÛÅÞÎÉËÁ ÒÅÂÅÎËÁ ÂÅÓÐÏËÏÑÔ ÂÏÌÉ × ÐÏÄ×ÚÄÏÛÎÏÊ ÏÂÌÁÓÔÉ, ÔÅÎÅÚÍÙ. óÔÕÌ ÕÞÁÝÁÅÔÓÑ ÏÔ 4-5 ÄÏ 15 ÒÁÚ × ÓÕÔËÉ; ÉÓÐÒÁÖÎÅÎÉÑ ÉÍÅÀÔ ×ÏÄÑÎÉÓÔÙÊ, ÐÅÎÉÓÔÙÊ, ÈÁÒÁËÔÅÒ; ÚÅÌÅÎÏ×ÁÔÙÊ Ã×ÅÔ, ÐÒÉÍÅÓØ ÓÌÉÚÉ É ÐÒÏÖÉÌÏË ËÒÏ×É. ÷Ï ×ÒÅÍÑ ÄÅÆÅËÁÃÉÉ ÍÏÖÅÔ ÏÔÍÅÞÁÔØÓÑ ×ÙÐÁÄÅÎÉÅ ÐÒÑÍÏÊ ËÉÛËÉ. ðÒÉ ÏÓÍÏÔÒÅ ÒÅÂÅÎËÁ Ó ÏÓÔÒÙÍ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÙÍ ËÏÌÉÔÏÍ ÏÂÒÁÝÁÀÔ ×ÎÉÍÁÎÉÅ ÐÒÉÚÎÁËÉ ÏÂÅÚ×ÏÖÉ×ÁÎÉÑ: ÓÎÉÖÅÎÉÅ ÔÕÒÇÏÒÁ ÔËÁÎÅÊ, ÓÕÈÏÓÔØ ÓÌÉÚÉÓÔÙÈ, ÚÁÏÓÔÒÅÎÉÅ ÞÅÒÔ ÌÉÃÁ, ÏÌÉÇÕÒÉÑ.
èÒÏÎÉÞÅÓËÉÊ ËÏÌÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÉÍÅÅÔ ×ÏÌÎÏÏÂÒÁÚÎÏÅ ÔÅÞÅÎÉÅ Ó ÞÅÒÅÄÏ×ÁÎÉÅÍ ÏÂÏÓÔÒÅÎÉÊ É ÒÅÍÉÓÓÉÊ. ïÓÎÏ×ÎÙÍÉ ËÌÉÎÉÞÅÓËÉÍÉ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑÍÉ ËÏÌÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÓÌÕÖÁÔ ÂÏÌÅ×ÏÊ ÓÉÎÄÒÏÍ É ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÓÔÕÌÁ. âÏÌÉ ÌÏËÁÌÉÚÕÀÔÓÑ ÏÂÌÁÓÔÉ ÐÕÐËÁ, ÐÒÁ×ÏÊ ÉÌÉ ÌÅ×ÏÊ ÐÏÄ×ÚÄÏÛÎÏÊ ÏÂÌÁÓÔÉ; ÉÍÅÀÔ ÎÏÀÝÉÊ ÈÁÒÁËÔÅÒ; ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÐÏÓÌÅ ÐÒÉÅÍÁ ÐÉÝÉ, ÕÓÉÌÉ×ÁÀÔÓÑ ×Ï ×ÒÅÍÑ Ä×ÉÖÅÎÉÊ ÉÌÉ ÐÅÒÅÄ ÄÅÆÅËÁÃÉÅÊ.
òÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Ï ÓÔÕÌÁ ÐÒÉ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÏÍ ËÏÌÉÔÅ Õ ÄÅÔÅÊ ÍÏÖÅÔ ×ÙÒÁÖÁÔØÓÑ ÄÉÁÒÅÅÊ, ÚÁÐÏÒÁÍÉ ÉÌÉ ÉÈ ÞÅÒÅÄÏ×ÁÎÉÅÍ. éÎÏÇÄÁ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÕÞÁÝÅÎÉÅ ÐÏÚÙ×Ï× ÎÁ ÄÅÆÅËÁÃÉÀ (ÄÏ 5-7 ÒÁÚ × ÓÕÔËÉ) Ó ×ÙÄÅÌÅÎÉÅÍ ËÁÌÁ ÒÁÚÌÉÞÎÏÇÏ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ É ËÏÎÓÉÓÔÅÎÃÉÉ (ÖÉÄËÏÇÏ, ÓÏ ÓÌÉÚØÀ ÉÌÉ ÎÅÐÅÒÅ×ÁÒÅÎÎÏÊ ÐÉÝÅÊ, ‘Ï×ÅÞØÅÇÏ’ ÉÌÉ ÌÅÎÔÏ×ÉÄÎÏÇÏ ËÁÌÁ É Ô. Ä.). úÁÐÏÒ Õ ÄÅÔÅÊ Ó ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÉÍ ÏÔÈÏÖÄÅÎÉÅÍ Ô×ÅÒÄÙÈ ËÁÌÏ×ÙÈ ÍÁÓÓ ÍÏÖÅÔ ÐÒÉ×ÏÄÉÔØ Ë ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÀ ÔÒÅÝÉÎ ÚÁÄÎÅÇÏ ÐÒÏÈÏÄÁ É ÐÏÑ×ÌÅÎÉÀ ÎÅÂÏÌØÛÏÇÏ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Á ÁÌÏÊ ËÒÏ×É × ÓÔÕÌÅ.
äÅÔÉ Ó ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÍ ËÏÌÉÔÏÍ ÖÁÌÕÀÔÓÑ ÎÁ ×ÚÄÕÔÉÅ É ÒÁÓÐÉÒÁÎÉÅ ÖÉ×ÏÔÁ, ÕÒÞÁÎÉÅ × ËÉÛÅÞÎÉËÅ, ÕÓÉÌÅÎÎÏÅ ÏÔÈÏÖÄÅÎÉÅ ÇÁÚÏ×. éÎÏÇÄÁ × ËÌÉÎÉËÅ ËÏÌÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÄÏÍÉÎÉÒÕÀÔ ÐÓÉÈÏ×ÅÇÅÔÁÔÉ×ÎÙÅ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á: ÓÌÁÂÏÓÔØ, ÕÔÏÍÌÑÅÍÏÓÔØ, ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌØÎÏÓÔØ, ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÓÎÁ, ÇÏÌÏ×ÎÁÑ ÂÏÌØ. äÌÉÔÅÌØÎÏÅ ÔÅÞÅÎÉÅ ËÏÌÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÍÏÖÅÔ ÐÒÉ×ÏÄÉÔØ Ë ÚÁÄÅÒÖËÅ ÐÒÉÂÁ×ËÉ ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ É ÒÏÓÔÁ, ÁÎÅÍÉÉ, ÇÉÐÏ×ÉÔÁÍÉÎÏÚÕ.
èÒÏÎÉÞÅÓËÉÊ ËÏÌÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÔÒÅÂÕÅÔ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÁÃÉÉ Ó ÃÅÌÉÁËÉÅÊ, ÍÕËÏ×ÉÓÃÉÄÏÚÏÍ, ÄÉÓËÉÎÅÚÉÅÊ ËÉÛÅÞÎÉËÁ, ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÍ ÁÐÐÅÎÄÉÃÉÔÏÍ, ÜÎÔÅÒÉÔÏÍ, ÄÉ×ÅÒÔÉËÕÌÉÔÏÍ, ÂÏÌÅÚÎØÀ ëÒÏÎÁ.
ìÅÞÅÎÉÅ ËÏÌÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ
ìÅÞÅÎÉÅ ËÏÌÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÏ ÎÁ ÜÌÉÍÉÎÁÃÉÀ ×ÏÚÂÕÄÉÔÅÌÑ, ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅ ÆÕÎËÃÉÉ ËÉÛÅÞÎÉËÁ, ÐÒÅÄÕÐÒÅÖÄÅÎÉÅ ÒÅÃÉÄÉ×Á ÉÌÉ ÏÂÏÓÔÒÅÎÉÑ. ÷Ï ×ÓÅÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ËÏÌÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ÍÅÈÁÎÉÞÅÓËÉ É ÈÉÍÉÞÅÓËÉ ÝÁÄÑÝÁÑ ÄÉÅÔÁ: ÎÅËÒÅÐËÉÅ ÂÕÌØÏÎÙ, ÓÌÉÚÉÓÔÙÅ ÏÔ×ÁÒÙ, ÐÁÒÏ×ÙÅ ÂÌÀÄÁ, ÏÍÌÅÔÙ, ËÁÛÉ, ËÉÓÅÌÉ.
ôÅÒÁÐÉÑ ÏÓÔÒÏÇÏ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÏÇÏ ËÏÌÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ÐÏ ÐÒÁ×ÉÌÁÍ ÌÅÞÅÎÉÑ ËÉÛÅÞÎÙÈ ÉÎÆÅËÃÉÊ (ÁÎÔÉÂÉÏÔÉËÏÔÅÒÁÐÉÑ, ÏÒÁÌØÎÁÑ ÒÅÇÉÄÒÁÔÁÃÉÑ, ÐÒÉÅÍ ÂÁËÔÅÒÉÏÆÁÇÏ×, ÜÎÔÅÒÏÓÏÒÂÅÎÔÏ× É Ô. Ä.).
ðÒÉ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÏÍ ËÏÌÉÔÅ Õ ÄÅÔÅÊ, ËÒÏÍÅ ÌÅÞÅÂÎÏÇÏ ÐÉÔÁÎÉÑ, ÐÏËÁÚÁÎ ÐÒÉÅÍ ÆÅÒÍÅÎÔÎÙÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ× (ÐÁÎËÒÅÁÔÉÎ), ÐÒÅÂÉÏÔÉËÏ× É ÐÒÏÂÉÏÔÉËÏ× (ÁÃÉÐÏÌ, ÌÉÎÅËÓ, ÈÉÌÁË-ÆÏÒÔÅ), ÜÎÔÅÒÏÓÏÒÂÅÎÔÏ× (ÓÍÅËÔÁ), ÐÒÏËÉÎÅÔÉËÏ× (ÌÏÐÅÒÁÍÉÄ, ÔÒÉÍÅÂÕÔÉÎ). áÎÔÉÂÁËÔÅÒÉÁÌØÎÙÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔÓÑ ÐÏ ÓÔÒÏÇÉÍ ÐÏËÁÚÁÎÉÑÍ. ÷ ÒÁÍËÁÈ ÔÅÒÁÐÉÉ ËÏÌÉÔÁ ÄÅÔÑÍ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ ÕÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅ ÍÉÎÅÒÁÌØÎÏÊ ×ÏÄÙ ÂÅÚ ÇÁÚÁ, ÎÁÓÔÏÅ× É ÏÔ×ÁÒÏ× ÌÅËÁÒÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÔÒÁ×. ðÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ × ËÏÍÐÌÅËÓ ÔÅÒÁÐÅ×ÔÉÞÅÓËÉÈ ÍÅÒÏÐÒÉÑÔÉÊ ×ËÌÀÞÁÀÔ éòô, ÆÉÚÉÏÔÅÒÁÐÉÀ (ÜÌÅËÔÒÏÆÏÒÅÚ, ÇÒÑÚÅÌÅÞÅÎÉÅ, ÓÏÇÒÅ×ÁÀÝÉÅ ËÏÍÐÒÅÓÓÙ ÎÁ ÏÂÌÁÓÔØ ÖÉ×ÏÔÁ), ÍÁÓÓÁÖ ÖÉ×ÏÔÁ É ÌÅÞÅÂÎÕÀ ÇÉÍÎÁÓÔÉËÕ.
÷ ÐÅÒÉÏÄ ÏÂÏÓÔÒÅÎÉÑ ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ÍÅÈÁÎÉÞÅÓËÉ É ÈÉÍÉÞÅÓËÉ ÝÁÄÑÝÁÑ ÄÉÅÔÁ: ÂÅÌÙÅ ÓÕÈÁÒÉ, ÎÅËÒÅÐËÉÅ ÂÕÌØÏÎÙ Ó ÄÏÂÁ×ÌÅÎÉÅÍ ÓÌÉÚÉÓÔÙÈ ÏÔ×ÁÒÏ×, ÐÁÒÏ×ÙÅ ÂÌÀÄÁ ÉÚ ÒÕÂÌÅÎÏÇÏ ÍÑÓÁ, ËÁÛÉ, ÑÊÃÁ ×ÓÍÑÔËÕ, ÏÍÌÅÔÙ, ËÉÓÅÌÉ. ÷ ÓÌÕÞÁÅ ÕÌÕÞÛÅÎÉÑ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÄÉÅÔÁ ÒÁÓÛÉÒÑÅÔÓÑ, É ÒÁÚÒÅÛÁÀÔÓÑ Ï×ÏÝÉ É ÆÒÕËÔÙ. ðÒÉ ÓËÌÏÎÎÏÓÔÉ Ë ÚÁÐÏÒÁÍ × ÄÉÅÔÕ ××ÏÄÑÔÓÑ Ó×ÅËÌÁ, ÍÏÒËÏר, ÓÌÉ×Ï×ÙÊ, ÁÂÒÉËÏÓÏ×ÙÊ ÓÏËÉ, ÑÂÌÏËÉ, ÈÌÅÂ Ó ÐÏ×ÙÛÅÎÎÙÍ ÓÏÄÅÒÖÁÎÉÅÍ ÏÔÒÕÂÅÊ. ðÒÉ ÞÅÒÅÄÏ×ÁÎÉÉ ÐÏÎÏÓÏ× É ÚÁÐÏÒÏ× ÎÁÚÎÁÞÁÀÔÓÑ ÍÏÌÏÞÎÙÅ ÐÛÅÎÉÞÎÙÅ ÏÔÒÕÂÉ × ÄÏÚÅ 1 Þ. Ì. 3 ÒÁÚÁ × ÄÅÎØ. îÁÚÎÁÞÁÀÔÓÑ É ÍÉÎÅÒÁÌØÎÙÅ ×ÏÄÙ («åÓÓÅÎÔÕËÉ» N 17) ÐÏ 1/3-1/2 ÓÔÁËÁÎÁ ÐÅÒÅÄ ÅÄÏÊ.
ðÒÉ ÎÁÌÉÞÉÉ ÖÉÄËÏÇÏ ÓÔÕÌÁ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔÓÑ ×ÑÖÕÝÉÅ ÓÒÅÄÓÔ×Á, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÐÏËÁÚÁÎÙ ÏÔ×ÁÒÙ ÔÒÁ×, ×ËÌÀÞÁÀÝÉÅ ÒÏÍÁÛËÕ, Ú×ÅÒÏÂÏÊ, ËÏÒÕ ÄÕÂÁ, ÇÒÁÎÁÔÁ. òÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ ËÕÒÓ ÄÌÉÔÅÌØÎÏÓÔØÀ 1 ÍÅÓÑà ÐÏ 1 Þ. Ì. 5-6 ÒÁÚ × ÄÅÎØ. ëÁÖÄÙÅ 10 ÄÎÅÊ ÔÒÁ×Ù ÍÅÎÑÀÔÓÑ.
ó ÃÅÌØÀ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ ÐÒÏÎÉÃÁÅÍÏÓÔÉ ËÌÅÔÏÞÎÙÈ ÍÅÍÂÒÁÎ, ÓÔÉÍÕÌÑÃÉÉ ÎÏÒÍÁÌØÎÏÊ ÍÉËÒÏÆÌÏÒÙ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔÓÑ ×ÉÔÁÍÉÎÙ ó É ÇÒÕÐÐÙ ÷ ËÕÒÓÏÍ ÐÏ 10-15 ÄÎÅÊ.
Источник
У ребёнка болит живот. Как отличить несварение от аппендицита?
Рассказывает хирург НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, кандидат медицинских наук Малхаз Швелидзе.
Ложная тревога?
Живот болит! Это — самая распространенная детская жалоба. И мамы привыкают «бороться» с болью привычными средствами: спазмолитиками, анальгетиками, ферментными препаратами. Но нередко под привычной болью в животе скрываются серьезные заболевания, требующие экстренной хирургической помощи.
Одна из самых опасных ситуаций — острый аппендицит: воспаление червеобразного отростка слепой кишки. Наиболее часто он развивается у детей от 8 до 14 лет, но заболевание может возникнуть в любом возрасте. Аппендицит у малышей часто маскируется под приступ холецистита или гастрита, инфекции мочевыводящей системы, и даже ОРВИ или пневмонию.
Иногда на 5-7-й день после ангины или простуды ребенок начинает жаловаться, что у него болит живот. Это, конечно, не означает, что у него именно аппендицит — детский организм так устроен, что живот может болеть по самым разным причинам. Например, появляется жидкий стул — и никаких других опасных признаков нет. Ребенка лечат от кишечной инфекции, а у него совсем другое.
Что же должно насторожить родителей? Специалистам эти ситуации хорошо известны.
● У ребенка резкая, схваткообразная или ноющая боль. Так всегда начинается аппендицит.
● Ребенок жалуется: болит живот, показывая на пупок. Иногда боль распространяется на весь живот, постепенно перемещаясь в его нижнюю правую часть (подвздошную область).
● Боль отдает в руку, в ногу.
● Ребенок становится раздражительным.
● Часто он принимает вынужденную позу: лежит на правом боку, прижимая ножки к животу.
● Не дает дотронуться до животика.
● Заболевание прогрессирует, возникает тошнота, рвота.
● Температура может оставаться нормальной, но иногда повышается до 37,5.
● Появляется жидкий стул.
В больницу!
Если в течение двух часов боль не проходит, нужно вызывать «скорую» или везти ребенка в больницу. Чем младше ребенок, тем сложнее поставить диагноз острого аппендицита: малыш не в состоянии рассказать о своих ощущениях.
В больнице ребенка осмотрит хирург. Опытный врач может обнаружить различие в тонусе мышц передней брюшной стенки с правой и с левой стороны, положив руку по срединной линии и осуществляя одновременно давление на брюшную стенку ребенка большим пальцем с одной стороны и остальными пальцами с другой. Нередко живот бывает вздут и болезнен при пальпации во всех отделах.
Для уточнения диагноза делают ультразвуковое сканирование живота и общий анализ крови. Часто ребенка бывает необходимо оставить в больнице для наблюдения за его состоянием, но многие родители протестуют против таких «крайних мер».
Не спорьте! Хирургу виднее! Вполне вероятно, что через час, а может, и через сутки ребенку экстренно понадобится операция, он должен находиться под наблюдением!
Аппендикс чаще всего удаляют методом лапароскопии: хирург делает небольшие проколы в брюшной полости, вставляет в него специальные инструменты и выполняет операцию. Преимущества этого метода — минимальная травматичность, снижается риск образования послеоперационных спаек.
При выписке родители получат от врача рекомендации: как его кормить, нужна ли диета и на какое время, какие и когда будут разрешены ему физические нагрузки и и т. п. Единых правил не существует, потому что Ваня Иванов болеет иначе, чем Петя Петров.
Если вдруг дома ребенок начинает жаловаться на что-то, срочно проконсультируйтесь с врачом, лучше с хирургом, который его оперировал.
Кишка тонка
У маленьких детей встречается и кишечная инвагинация, которая тоже дает картину острого живота. Что при этом происходит? Кишка нижнего отдела «внедряется» в вышележащую. Из-за образовавшегося сужения ущемляются сосуды кишечника, нарушается кровообращение.
Главная опасность в том, что может развиться некроз (гибель ткани) кишки. У младенцев инвагинация чаще всего случается из-за неправильного введения прикорма с овощами или фруктами, которые усиливают перистальтику. Причем у мальчиков такое случается гораздо чаще, чем у девочек. У более старших детей причиной может стать аномальное выпячивание стенки тонкой кишки, полипы на внутренней стенке кишечника, опухоль и другие патологии, нарушающие моторику. Очень часто заболевание развивается внезапно:
● Ребенок плачет, покрывается потом, изгибается, сучит ножками.
● После первой атаки, длящейся 5-10 минут, ребенок становится вялым, апатичным до следующего приступа. По мере учащения приступов развивается вздутие живота.
● В кале заметна кровь.
● Может появиться рвота, после которой слышна перистальтика; рвотные массы содержат кровь с примесями слизи, напоминающие малиновое желе.
● Иногда между приступами можно прощупать уплотнение в кишечнике — «шишку» в животике.
● Может повыситься температура.
При появлении таких симптомов ребенка нужно срочно госпитализировать. Если от первого приступа боли до начала лечения проходит не более 12-18 часов, ущемленный участок кишки удается сохранить.
Чтобы установить диагноз кишечной инвагинации, ребенку делают рентген: ставят клизму с раствором сульфата бария, чтобы поврежденный участок стал «видимым» при обследовании.
Если время не упущено, через прямую кишку нагнетают воздух в толстую, под действием давления она постепенно расправляется.
Когда ребенка привезли в больницу слишком поздно, необходима операция. Она может проводиться методом лапароскопии: хирург ручным способом, прикладывая небольшое давление, выправляет поврежденный участок. В тех случаях, когда омертвление ткани кишки все же произошло, хирург вырезает поврежденный участок, а затем сшивает здоровые края кишечника.
Важно
Ситуация требует экстренной врачебной помощи, если у ребенка:
● сильная боль в животе,
● напряженность передней брюшной стенки,
● тошнота и рвота,
● чрезмерная возбужденность,
● повышенная температура.
Если у ребенка возникла сильная, острая боль в животе, нельзя:
● давать ему обезболивающие, слабительные и любые другие лекарственные препараты — это затруднит установку диагноза;
● класть грелку на живот, ставить клизму — воспаление усилится, что может привести к развитию перитонита (гнойного воспаления);
● поить и кормить ребенка до осмотра его врачом: если необходима операция и введение наркоза, наличие пищи и жидкости в кишечнике приведет к рвоте.
Кстати
Почему у ребенка болит живот? Причин множество:
● несварение, желудочно-кишечные расстройства, запоры;
● хронические болезни органов пищеварения: гастродуоденит, холецистит, панкреатит, гастрит, колит;
● заболевания почек, мочеполовой системы, воспалительные процессы в кишечнике, кишечная аллергия;
● инфекционные заболевания: дизентерия, паротиф и другие;
● пищевые отравления;
● простуда, ангина, грипп, особенно если у ребенка высокая температура;
● психологические причины — от чувства страха до бурной радости.
В продолжении: Ребенок жалуется на боль в животе, что делать →
Источник