Анкетирование больных хроническим гастритом
Содержание статьи
Проект «Профилактика гастрита у школьников»
Проект
«Профилактика гастрита
у школьников»
Подготовил: Чечуков Дмитрий, 4 «Б» класс
Руководитель: Пономарева Л.Б.
ГБС(К)ОУ школа-интернат № 136
2014 г.
г.о. Самара
Содержание
Введение…………………………………………………………………….с.3
Глава Ι Понятие «Здоровье» и кто такой здоровый человек………с.4-5
а) Факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека.
б) Анализ результатов анкетирования школьников.
Глава ΙΙ Что такое «Гастрит», в чем заключается его профилактика…с.6-8
а) Причины, способствующие возникновению гастрита.
б) Характер, режим питания, приводящий к этому заболеванию.
Заключение………………………………………………………………с.9
Список литературы…………………………………………………….с.10
Введение
Актуальность проекта:
Тема работы « Профилактика гастрита у школьников» была взята мною, не случайно. Я часто слышу замечания и рассуждения по поводу пристрастий в еде современных подростков. Да, к сожалению, я сам люблю чипсы, гамбургеры, кока-колу. Это ведь так вкусно! Но, оказывается и так вредно! Моя мама уверяет, что это прямой путь к гастриту.
Проблема:
Знаю, что неправильный режим питания может привести к гастриту, но не знаю, в чем состоит профилактика этого заболевания.
Цели и задачи проекта:
Цель: понять, что это за болезнь, как она отражается на жизни человека.
Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:
- Понять, что же такое « здоровье» человека.
- Провести исследование с помощью анкетирования на тему: «Режим, привычки питания» среди учеников 4 классов школы-интерната.
- Понять, что такое «гастрит», как предотвратить его возникновение, а также вызвать интерес к этой проблеме у сверстников.
Вид проекта
Информационно-исследовательский, краткосрочный.
Структура проектной деятельности
- Подготовительный (беседа с родителями, учителем; поиск источников — интернет, научная литература);
- Проектировочный (отбор материала, построение плана работы)
- Практический (написание реферата, составление презентации)
- Рефлексия (показ презентации, выступление)
Результат:
- Понимаю сам и могу объяснить другим, что такое «здоровье» человека.
- Знаю, что такое гастрит, как предотвратить его возникновение.
- Знаю, что это за болезнь и как она отражается на жизни людей.
В основной части своей работы я посчитал важным донести информацию о здоровье человека, о факторах (причинах), влияющих на него.
Проведен анализ по результатам анкет среди моих сверстников, сделаны неутешительные выводы. Также в основной части я знакомлю слушателей с заболеванием «Гастрит», привожу причины и факторы, которые способствуют его появлению. Выясняю как много, оказывается, зависит от режима питания школьников и их пристрастий в еде.
Каждый должен заботиться о своём здоровье сам, с самого детства. А именно — отказаться (или хотя бы уменьшить потребление) «вредных» продуктов, соблюдать режим дня и питания. Я начал с себя и уже ощутил результат. Меньше беспокоят боли в животе, реже болит голова, возникает усталость. Лучше усваиваю информацию в школе, легче дается учеба. Положительный результат для меня очевиден. Но мне бы хотелось вызвать интерес к этой важной проблеме и у всех своих сверстников.
«Здоровье»- это состояние живого организма, при котором организм в целом и все его органы способны выполнять свои функции, а также отсутствие недуга, болезни. Здоровый человек — это человек, который ведет здоровый образ жизни, занимается спортом, не имеет вредных привычек, соблюдает режим дня и питания, не жалуется на боли, умеет радоваться жизни, легко решает все возникающие проблемы.
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) основными факторами, которые влияют на здоровье человека, являются:
- Условия и образ жизни, питание — 50%
- Наследственность — 20%
- Природные условия — 20%
- Влияние медицины — 10%
Мы видим, что основную роль играют условия, образ жизни и питание. Причинами, которые отрицательно влияют на здоровье, будут:
— Неправильный образ жизни (вредные привычки, малоподвижный образ жизни, нерегулярное питание);
— Имеющиеся уже заболевания у человека;
-Инфекционные заболевания и др.
В своей работе я рассмотрел чаще всего влияющий на здоровье школьника фактор (причину) — это питание. Мы знаем что режим, привычки в еде закладываются с детства. Я провел анкетирование у своих сверстников на эту тему. Анализ результатов исследования был неутешительным.
(Анкета прилагается).
Всего в анонимном опросе участвовало 18 детей. Радует тот факт, что когда дети находятся в интернате, завтракают все. Выяснилось, что около половины из них (9 человек) не завтракают, когда находятся дома. Несколько раз в день питаются только 2 ребенка (5 раз), остальные принимают пищу 3, иногда 4 раза в день. Газированные напитки любят 18 человек (100%), половина пьет их 1 раз в неделю или чаще.
Любителей чипсов также оказалось 18 человек (100%), из них 30% едят их часто. Жевательную резинку обожают 16 человек (почти 90%), 12 человек (больше половины) жуют постоянно, (а ведь она повышает выделение кислоты в желудке!). Также больше половины оказались любителями принимать пищу перед телевизором (известно, что переваривание пищи в таком случае ухудшается). Также удивляет тот факт, что супу на обед 10 человек из 18 предпочтут гамбургер или бутерброд.
Анализ результатов опроса показывает, что дети очень любят вредные для желудка продукты, (которые при частом употреблении оказывают вредное влияние на него). Теперь понятно, почему у 13 человек (это половина опрошенных), часто или иногда возникают боли в животе.
Если родители не вмешаются, то у них может возникнуть гастрит. О нём я расскажу чуть позже. А вот ответ на вопрос: «Любители вы молочные продукты?» порадовал меня. Только четверо не являются их поклонниками.
Из всего этого можно сделать выводы: ни школьники, ни их родители, (которые позволяют им это), не задумываются над последствиями неправильного питания.
А ведь последствием может быть гастрит.
« Гастрит» — это воспаление слизистой оболочки желудка. Он может быть острым и хроническим. Острый гастрит — проявляется бурно, сопровождается высокой температурой, сильными болями в животе, рвотой и, как правило, при правильном и своевременном лечении, проходит бесследно. Острое воспаление может развиться при инфекции: вирусной или бактериальной.
Хронический гастрит развивается постепенно, на ранних этапах может себя никак не проявлять. И когда у ребенка появляются первые симптомы, заболевание часто находится уже в далеко зашедшей стадии.
Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой, грубой пищи, газированные напитки — все это плохо влияет на детский желудок.
Почти целый день дети проводят в школе. Они ходят на занятия, делают домашнее задание, затем отправляются на кружки или гуляют на улице. А поесть? Зачастую дети перекусывают на бегу и всухомятку.
Доказано, что нерегулярное питание, сухая пища, красители и консерванты, неблагоприятная экология и стрессы ведут к развитию гастрита. Другими причинами этой болезни могут быть различные воспалительные заболевания органов пищеварения, патология нервной и эндокринной систем, хроническая инфекция полости рта, глотки, почек, а также лямблиоз и глисты.
Одним из вариантов заболевания является хронический гастрит, вызываемый бактериями Хеликобактер пилори. Иногда причиной может стать пищевая аллергия. Следует помнить о том, что многие лекарственные препараты (аспирин и др.) при длительном применении могут также приводить к развитию воспаления слизистой оболочки желудка.
Для диагностики гастрита необходима консультация врача-гастроэнтеролога, а также специальных обследований.
Дети с хроническим гастритом часто худые, раздражительные, эмоционально неустойчивые.
Конечно, у родителей возникает вопрос: можно ли избежать развития «школьного» гастрита? В чем я вижу профилактику гастрита?
Здоровье детей всё — таки находится в руках их родителей. Именно они контролируют, чем и сколько раз в день питается ребенок. Если в школе нет горячих обедов, можно давать в термосе теплый чай или бульон, ведь сухоядение — один из самых важных факторов развития гастрита.
Если у ребенка появились первые признаки заболевания, не стоит отчаиваться. Если правильно вести себя в этой ситуации, то можно предотвратить развитие хронического гастрита.
Следует немедленно:
1. Изменить режим питания (питаться маленькими порциями, но часто).
2.Исключить (или хотя бы снизить) стресс.
3. Необходимо соблюдать диету: исключить острое, жареное, копчёное,
газированные напитки.
4. Организовать правильно режим дня школьника: занятий, сна, отдыха.
5. Исключить физические перегрузки.
6. Научить ребенка есть, не торопясь, тщательно пережёвывая пищу.
Если возникла необходимость лечения лекарствами, можно использовать лечебные травы. Используют зверобой, мяту, ромашку, цветки календулы, тысячелистник. Но это уже под контролем врача.
Всегда легче предупредить заболевание, чем его
лечить!
Я могу дать ряд советов родителям, как уберечься от этого зла:
Школьники! К вам я тоже хочу обратиться.
Вот что нужно помнить, чтобы быть здоровыми и сильными:
Заканчивая свою работу, я делаю следующие выводы.
Я понял, что организм человека — это сложный механизм, и как любому механизму, ему необходимо топливо. Топливом ему служит пища, которую мы едим. В ней содержатся питательные вещества, из которых наш организм получает энергию, а также строит новые клетки и ткани.
В своей работе я постарался понять, что же такое «здоровье», «здоровье питание», к чему может привести страсть к фастфуду, сухоядение, нерегулярность приема пищи, а именно к гастриту.
Гастрит — это воспаление слизистой оболочки желудка.
Частыми причинами этого заболевания бывают:
— поспешная еда, плохо разжеванная пища или еда в сухомятку, которые
травмируют слизистую оболочку желудка механически.
— употребление горячей или слишком холодной пищи вызывают
термическое (как ожог) поражение.
— употребление острой, сильно соленой пищи раздражает желудок по
типу действия химических веществ.
Это заболевание легче предупредить, чем вылечить. Даже в самом начале болезни человека беспокоят отрыжка, изжога, боли в животе.
Гастрит чаще возникает с детства, из-за употребления «вредных продуктов». Это подтверждает и анкетирование школьников.
Я надеюсь, что мой доклад заинтересует не только ребят, но и взрослых. Я сам в процессе работы узнал много нового и сделал выводы для себя.
Ведь заботиться о своём здоровье никогда не поздно.
«ВРЕДНЫЕ» ДЛЯ ЖЕЛУДКА ПРОДУКТЫ
ШКОЛЬНИК! ПОМНИ: ТАКАЯ ПИЩА ВЫЗЫВАЕТ ПОЖАР
В ЖЕЛУДКЕ И ПРИВОДИТ К ГАСТРИТУ!
Список литературы:
1. «Общественное здоровье и здравоохранение» Учебное пособие (под редакцией В.С. Лучкевича и И.В. Полякова), Санкт- Петербург, 2005г.
2. Денисов Б.П. «Оценка состояния здоровья населения России», №3, 2005г.
3. «Новая Энциклопедия школьника» Москва, «Махаон», 2008г.
4. «Что? Зачем? Почему?» Большая книга вопросов и ответов.
Перевод с испанского К. Мишиной, А.Зыковой. Москва, «Эксмо», 2006г.
Анкета
1.Завтракаете ли Вы перед уходом в школу, когда находитесь в интернате?___________
2.завтракаете ли вы, когда находитесь дома?_______________
3.Любите ли Вы газированные сладкие напитки? ( Кока-кола, Фанта и др.)
__________________
Как часто их употребляете?
1 раз в месяц _________________
1 раз в неделю________________
чаще ________________________
4.Любите ли Вы чипсы?___________________
Как часто их употребляете?
1 раз в месяц__________________
1 раз в неделю_________________
чаще_________________________
5.Любите ли Вы жевательную резинку?___________________
Как часто ее употребляете?
1 раз в месяц_________________
1 раз в неделю________________
чаще________________________
6.Любите ли Вы кушать перед телевизором?_________________
7.Что Вы выберете, если Вам предложат суп__________________
или гамбургер_________________
8.Употребляете ли Вы перед приемом пищи (обед) конфеты?_____________
9.Любите ли Вы молочные продукты (творог, йогурт, молоко)?___________
10.Сколько раз в день Вы питаетесь?
3-4 раза______________________
5-6 раз_______________________
реже 3-х раз __________________
11.Обедаете ли Вы супом?__________________
12.Или предпочитаете бутерброды?____________
13.Бывают ли у Вас боли в животе?_____________
Источник
Осуществление сестринского ухода и реабилитационные мероприятия при решении проблем у пациентов с хроническим гастритом
1.
«ГАОУ СПО НСО Новосибирский медицинский колледж»
Специальность Сестринское дело
« Осуществление сестринского ухода и
реабилитационные мероприятия при решении
комплекса проблем у пациентов с
хроническим гастритом»
Выполнил: студентка
Руководитель:
Новосибирск 2016 г.
2.
Актуальность темы
Проблема гастрита является одной из наиболее актуальных в современной гастроэнтерологии.
Практически половина населения Земли страдает заболеваниями желудочно-кишечного
тракта.
Статистика убедительно показывает, в структуре желудочно-кишечных заболеваний гастрит
составляет более 80%. На сегодняшний день этим серьёзным заболеванием страдают не
только взрослые, но и дети школьного возраста.
Самая распространенная причина возникновения гастрита — неправильный режим питания:
поспешная еда, не разжеванная пища или еда всухомятку; употребление слишком горячей
или слишком холодной пищи; употребление в пищу пикантных блюд. Чаще всего
заболевания развиваются у людей, находящихся в состоянии нервно-психического
напряжения, пренебрегающих здоровым питанием, злоупотребляющих алкоголем и
курением.
3.
Аппарат исследования
Задачи:
1. Анализ литературных источников про проблеме хронического гастрита.
2. Изучить реабилитационные мероприятия при заболевании гастрит.
3. Изучить особенности питания пациентов с гастритами.
4. Провести практическое исследование методом анкетирования.
5. Провести анализ сестринской истории болезни по пациенту.
Цель исследования:
Улучшения качества жизни пациентов при заболевании хронического гастрита.
4.
Аппарат исследования
Объект исследования
Организация сестринского ухода при заболевании хронического гастрита.
Предмет исследования
Реабилитационные и профилактические мероприятия при заболеваниях хронического
гастрита.
Методы исследования
Научно-теоретический
Аналитический
Логический
Социальный метод( анализ и анкетирование)
5.
Качество жизни
Качество сестринской помощи
1. Профессиональные компетенции
2. Эффективность
3.
Непрерывность
4.Результативность
5. Межличностные взаимоотношения
6. Безопасность
7. Доступность
6.
Выводы теоретической части:
Воспаление внутренней слизистой
оболочки стенки желудка,
приводящее к нарушению ряда его
функций. Это одно из самых
распространенных заболеваний
желудочно-кишечного тракта,
которым страдает около 50%
населения нашей страны.
При гастрите нарушается процесс
переваривания пищи, что
приводит к ухудшению общего
состояния организма, к снижению
работоспособности и быстрой
утомляемости.
7.
Причины заболевания :
1. Бактерия Helicobacter pilori
2. Неправильное или нерегулярное питание (употребление острой, горячей и грубой пищи, еда
всухомятку)
3. Злоупотребление алкоголем
4. Длительный прием ряда лекарств (антибиотиков, гормонов и т.д.)
5. Кишечные инфекции
6. Заболевания печени, желчного пузыря, поджелудочной железы
7. Хронические инфекции в полости рта и глотке
8. Курение
9. Стрессы
8.
Представление пациента
1.Наименование лечебного учреждения: ГБУЗ ГКБ № 1
2.Дата поступления: г
3.Отделение: Терапевтическое № 2 палата: 3
4. Ф.И.О.(пациента): Иванова Мария Павловна (Ф.И.О. пациента изменены в соответствии с
Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»)
5. Возраст: 47 лет
6. Постоянное место жительства: ул. Земнухова д.3, кв. 60 г. Новосибирск (Данные изменены)
7. Место работы, профессия, должность: OOO «СМК плюс», машинист башенного крана
8. Телефон экстренной связи: 89069942730 (Данные изменены)
9. Кем направлен: Терапевтом из поликлиники по месту жительства
10. Клинический диагноз: Хронический гастрит
11. Развитие настоящего заболевания (когда заболел, с чем связывает, как часто обостряется, чем
лечится, с чем связывает обострение в настоящее время): Считает себя больной в течении 1,5 лет,
когда впервые появились тупые боли в эпигастрии, возникающие после приема пищи.
12.Непереносимость лекарственных препаратов, пищи и т.д.: Непереносимости нет.
13. Перенесённые заболевания: болезнь Боткина, туберкулёз, венерические заболевания, сахарный
диабет, травмы, операции, прочие: аппендиксотомия в 1978 г. Болеет ОРВИ раз в три года.
Другие заболевания отрицает.
9.
Сестринский диагноз:Хронический гастрит
Проблемы пациента
:
боли в желудке натощак
или после приема пищи;
тяжесть в животе после
приема пищи;
отрыжка;
изжога;
неприятный вкус во рту;
тахикардия (повышение
частоты сердечных
сокращений);
снижение аппетита;
тошнота;
рвота;
запоры;
диарея
10.
План вмешательств по приоритетной
проблеме
План
Мотивация
1. Обеспечить соблюдение предписанной врачом, диеты Для уменьшения поражения
№1
слизистой желудка и прохождения
изжоги.
2. Разъяснить правила приема лекарственных
препаратов
3. Обеспечить доступ свежего воздуха путем
проветривания палаты в течение 30 минут
Для активного участия пациента в
процессе лечения
Для обогащения воздуха
кислородом
4. Провести беседы с родственниками об обеспечении
питания
Для повышения защитных сил
организма
5. Вести наблюдение за внешним видом и состоянием
(АД, ЧДД, пульс)
6. Своевременно и правильно выполнять назначения
врача
7. Проводить беседы о вреде курения, о вреде алкоголя
Контроль состояния
8. Обеспечить подготовку к дополнительным
исследованиям
Для эффективного лечения
Для эффективного лечения и
вторичной профилактики
Для правильного выполнения
исследований
11.
План вмешательства по приоритетной проблеме: боли в желудке
натощак или после приема пищи
Цель:уменьшить болевые ощущения
Зависимые вмешательства:
По назначению врача:
— Де-нол по 1 таб. 3 р. в день за 30 мин. до еды и 4-й раз на ночь.
— Оксациллин 0,5 г. 4 раза в день в суспензии до еды с небольшим количеством воды, 10 дней.
— Метронидозол 250 мг. 4-6 раз в день 10 дней
— Омепрозол внутрь по 30-40 мг/сут. 3-6 дн.
Взаимозависимые вмешательства:
1.ОАК
2. ОАМ
3. Б/х крови
4. ФГС
5. ЭКГ
12.
Независимые вмешательства:
1.Обеспечить пациенты назначенный режим.
2.Диетотерапия стол № 1, питание частое, дробное.
3. Оказать психологическую поддержу и подготовить пациента к
назначенным процедурам.
4.Влажные и генеральные уборки в палате, проветривание и кварцевание.
5. Разъяснение пациенту цель и ход назначенных процедур.
6. Мониторинг состояния (измерение АД, температуры тела, диурез и т.д.)
13.
Динамика проблем второго плана
Проблемы второго плана:
1. Нарушение аппетита.
2.Прерывистый сон из за болей в эпигастральной области.
14.
Сестринские рекомендации
Ограничение стресса, соблюдения режима дня, занятие спортом.
Диета № 1 Общая характеристика: физиологически полноценная диета. Пищу
готовят в протёртом виде, отваривают в воде или на пару. Умеренно ограничена
поваренная соль. Исключены очень горячие и холодные блюда. Режим питания: 5 6 раз в день.
Соблюдение диеты назначенной врачом, своевременные прием препаратов по схеме
лечения, самоконтроль состояния: измерения АД, температуры тела, веса, осмотр
нижних конечностей. Наблюдение терапевта и гастроэнтеролога по месту
жительства.
15.
Цель и порядок проведения анкетирования
В теоретической части отмечена высокая актуальность выбранной темы и
высокий уровень заболеваемости гастритами. По данным различных
источников 50-70% населения страдают гастритами той или иной формы.
На базе …. в гастроэнтерологическом отделении проводилось анкетирование
пациентов. В исследовании приняли участие …. человек, из них …. женщин и …
мужчин.
В исследовательской работе были проведены и опрошены пациенты по трем
анкетам, а именно:
Анкета № 1. Улучшение качества оказания сестринской помощи.
Анкета № 2. Уровень информированности пациентов о своем заболевании.
Анкета № 3. Приверженность к лечению хронического гастрита.
16.
Результаты анкетирования
o более 20 % респондентов имело диагноз гастрит или имеет в настоящее
время
o 40% страдающих гастритом имеет курение вредной привычкой
o 10% страдающих гастритом, приверженцы острой/жирной пищи и
алкоголя
o 30 % респондентов страдают диспепсическими расстройствами.
30%
40%
20%
10%
17.
Результаты
анкетирования
Диаграмма №1 Улучшение качества оказания сестринской
помощи
Данные диаграммы №1 свидетельствуют о том, что женщины на 100% информированы о
болезни, мужчины 90%, при этом и мужчины и женщины испытывают страх перед
заболеванием. Женщины в больше степени выполняют рекомендации врача
18.
Результаты анкетирования
Диаграмма №2 Уровень информированности пациентов о своем
заболевании
Данные диаграмм свидетельствуют о том, что 80 % пациентов информированы о
своей болезни, но мало кто проходил обучение в школе пациентов. Основным
источником информации о заболевании являются медработники и специальная
литература.
19.
Результаты анкетирования
Диаграмма №3 Уровень приверженности пациентов к
лечению
25
23
22
21
20
20
15
15
19
16
16
14
мужчины
женщины
10
5
4
Физическая нагрузка
Прием лекарственных средств
Регулярное посещение врача
Данные диаграммы №3 свидетельствуют о том, что женщины
в целом более привержены к лечению
20.
Выводы практической части
1. Среди респондентов выявлено , что 60 % страдают или страдали заболеванием
гастрит.
2. Выявление зависимости вида гастритов от возраста: в молодом возрасте чаще
встречаются симптоматика гастрита с повышенной секреторной активностью
(гастрит типа В), а в более старшем возрасте — симптоматика гастрита типа А.
3. Выявлено связь между заболеваемостью гастритом и наличием вредных привычек
у респондентов.
4. Выявлена обратная корреляция: чем моложе респонденты, тем выше вероятность
наличия диагноза гастрит, данная группа находится в возрастной группе 20-25 лет.
21.
Заключение
Изучив необходимую литературу и проанализировав, можно сделать выводы:
знание этиологии и предрасполагающих факторов возникновения
гастрита, клинической картины и особенностей диагностики данного
заболевания, методов обследования и подготовки к ним, принципов
лечения и профилактики, осложнений, манипуляций поможет
медицинской сестре осуществить все этапы сестринского процесса.
Медицинская сестра, в обязанности которой входит уход за больными, должна
не только знать все правила ухода и умело выполнять лечебные
процедуры, но и ясно представлять какое действие лекарства или
процедуры оказывают на организм больного. Лечение гастрита главным
образом зависит от тщательного правильного ухода, соблюдения режима и
диеты.
Главное назначение сестринского дела в том, чтобы пациент как можно
быстрее обрёл независимость в медицинской помощи.
Источник